Мотолодка "МКМ"
Основные данные: |
"МКМ" |
Длина наибольшая (м) |
4,10 |
Ширина наибольшая (м) |
1,52 |
Высота борта на миделе (м) |
0,57 |
Угол килеватости днища на транце |
2* |
Масса с оборудованием и снабжением, кг |
150 |
Грузоподъемность, кг |
400 |
Пассажировместимость, чел. |
4 |
Допустимая мощность ПМ, л.с. |
25 |
Скорость под мотором: |
25 л.с. |
с полной нагрузкой, км/ч |
32 |
Выпуск дюралевой мотолодки 'МКМ', спроектированной Ярославским судостроительным заводом, был начат в 1968 г. на нескольких судостроительных заводах. Благодаря более высокой остойчивости, прочности корпуса и высоте надводного борта эта лодка должна была заменить мотолодку типа 'Казанка', оказавшуюся недостаточно безопасной при установке подвесных моторов мощностью свыше 12 л.с. В то же время конструкция корпуса и оборудование лодки были выполнены аналогичными 'Казанке' - единственному в то время эталону промышленной мотолодки из легких сплавов, выпускаемой в СССР. Прототипом для теоретического чертежа послужила мото- лодка 'МК-29', имеющая плоско-килеватые обводы днища с малой килеватостью и небольшим завалом бортов внутрь у транца.
Корпус - клепаной конструкции из дюралюминия Д16АТ, детали набора - штампованные из алюминиево-магниевого сплава АМг5М и дюралюминиевых профилей. Толщина обшивки днища и палубы - 1 мм. Система набора - смешанная с шестью шпангоутами и продольными стрингерами по днищу. Форпик и моторный отсек отделены от кокпита водонепроницаемыми переборками. На стоянке в моторный отсек может быть уложен подвесной мотор и отсек закрыт сверху металлическими крышками. Форпик объемом 168 л вместе с 90-литровым герметичным ящиком под кормовой банкой обеспечивает непотопляемость лодки.
Лодка оборудована тремя поперечными банками, ветровым стеклом, деревянными реечными сланями. Два носовых сиденья снабжены откидывающимися спинками. Под палубой в носу оборудован небольшой багажник с запираемой на замок крышкой в переборке.
Эксплуатация лодки допускается при высоте волны до 0,25 м и удалении от берега до 1000 м. При плавании на волнении лодка сильно забрызгивается вследствие малой килеватости днища, низкого расположения скулы в носовой части и отсутствия скуловых брызгоотбойников. Из-за имеющегося отгиба днища вниз у транца "МКМ" зарывается в волну и имеет тенденцию к опрокидыванию через скулу. Для устранения этих недостатков консультантами журнала "Катера и Яхты" была рекомендована установка скуловых брызгоотбойников и поперечного редана. Завод предпринимал попытки организовать выпуск рубок для мотолодкм "МКМ", однако дальше опытных образцов дело не пошло.
Лодка 'МКМ' может быть рекомендована для выхода на рыбалку с моторами типа 'Москва' и 'Ветерок' и для прогулок с более мощными моторами.
В целом 'МКМ' получилась неудачной. Её мореходные качества и безопасность эксплуатации ничуть не лучше, чем у "Казанки". Кроме того, 'МКМ' не обладает никакой "изюминкой", т.е. какими-то положительными качествами, позволявшими бы в определённых условиях эксплуатации отдать предпочтение 'МКМ' перед другими лодками. Мотолодка "Днепр"Мотолодка "Крым"Мотолодка "Казанка-5"Мотолодка "Ока-4"Мотолодка "Афалина"Мотолодка "Крым-3" Мотолодка "Гамма"Мотолодка "Воронеж"Мотолодка "Ладога"Мотолодка "МКМ" |