Мотолодка "Гамма"Основные данные:
Длина наибольшая, м |
4.0 |
Ширина наибольшая, м |
1.6 |
Высота борта на миделе (до привального бруса), м |
0.65 |
Масса без мотора и топлива, кг |
160 |
Грузоподъемность, кг |
400 |
Пассажировместимость, чел. |
4 |
Допустимая мощность ПМ, л.с. |
50 |
Скорость хода под мотором "Вихрь-30", км/ч: |
|
с одним водителем |
52.5 |
с полной нагрузкой |
42 |
Изготовитель - Ленинградский экспериментальный завод спортивного судостроения, автор проекта Б.Н. Ершов.
Пластмассовая мотолодка "Гамма" предназначена для обслуживания соревнований по гребному спорту и использования в качестве лодки тренера. В кокпите мотолодки, имеющем размеры 1,95x1,25 м, размещены четыре сиденья. Их расположение спинками друг к другу обеспечивает носовую центровку лодки, предпочтительную для данных обводов корпуса. Кресла могут быть разложены в два спальных места; под ними оборудованы вместительные рундуки. Для хранения мелких предметов могут быть использованы "карманы", имеющиеся между бортами и зашивкой кокпита. Стационарный топливный бак емкостью 50 л установлен под рецессом у транца; от кокпита топливный отсек отделен откидной крышкой-столиком. Размеры рецесса позволяют устанавливать два подвесных мотора.
Подпалубный объем в носовой части лодки используется для размещения снаряжения. От брызг и ветра пассажиров защищает гнутое лобовое стекло и высокие бортовые комингсы. Палуба в носовой части выполнена нескользящей, а кокпит вместе с комингсами и палубой отформован таким образом, что не требуется установка деревянных пайолов.
|
Общее расположение мотолодки 'Гамма'1 - бензобак; 2 - откидной столик; 3 - бортовой карман; 4 - рундуки под сиденьями; 5 - поручень-подножка; 6 - горловина бензобака. |
Обводы корпуса "Гаммы" - довольно сложные, с развитыми скуловыми спонсонами - переходного типа от 'крыла чайки' к тримарану. При движении мотолодки в переходном режиме носовая волна гасится спонсонами, а кормовая волна имеет незначительную высоту вследствие малой ширины транца по скуле (1 м). На максимальной скорости волнообразование снижается благодаря отгибам скулы в кормовой части днища. Незначительная волна при движении "Гаммы" - несомненное достоинство лодки при обслуживании гребных соревнований и тренировок.
|
Обводы мотолодки "Гамма" |
Днищевые ветви шпангоутов выполнены выпуклыми, что придает днищу хорошую жесткость. Для этого же, помимо повышения гидродинамического качества, предназначены два продольных редана.
Две основные секции корпуса - обшивка и палуба с кокпитом, формуются в матрицах с нанесением на рабочие поверхности форм декоративного слоя. Для формования применяется связующее на основе смолы НПС-609-21М и стеклоткань марок СЭ-01, Т-11-ГВС-9; 56-ГВС-9. Толщина наружной обшивки 3-4 мм; секции палубы - 2-3 мм.
Два продольных стрингера из стеклопластика, имеющие коробчатый профиль, приформовываются к днищу с помощью "мокрых угольников". Они придают также прочность днищу кокпита. Обе секции корпуса склеиваются между собою по бортовому фланцу и по верхней полке дцищевого набора.
"Гамма" показала хорошие мореходные качества при испытаниях на волне высотой от 0,5 до 1,2 м. При ходе под любыми курсовыми углами к волне палуба и кокпит абсолютно не забрызгиваются; ударные перегрузки невелики.
Время разгона мотолодки до полной скорости составляет 4-10 с в зависимости от нагрузки; радиус циркуляции на малом ходу - 3-4 м, на полном - 8-10 м.
Мотолодка 'Гамма' выпускалась небольшой серией и поставлялась только по заявкам спортивных организаций. Однако в настоящее время если задаться целью, возможно приобрести списанную "Гамму" в каком-нибудь спортобществе. Поскольку в спортобществах техника эксплуатировалась по принципу "всё вокруг колхозное", т.е. весьма небрежно, на лодках могут быть разбиты ветровые стёкла, отсутствовать дистанционное управление и мягкие подушки сидений, зато корпус, как правило в хорошем состоянии и не потребует больших усилий для ремонта. Мотолодка "Гамма"Мотолодка "Днепр"Мотолодка "Крым"Мотолодка "Казанка-5"Мотолодка "Ока-4"Мотолодка "Афалина"Мотолодка "Крым-3" Мотолодка "Воронеж"Мотолодка "Ладога"Мушка "Deerhair Caddis Tan" |