Макет типовой диорамы Макет - это основной художественно-научный документ композиции, он дает полное представление о творческом замысле художника. Макет ландшафтной или экологической диорамы документально передает местность с наиболее характерным пейзажем. Особенно это важно для диорам, передающих определенный и часто знакомый пейзаж. С технической стороны макет может быть разделен на несколько составных частей: передний план рельефа местности, живописное панно, обрамляющее передний план, фигуры животных и растительность в натуральную величину (в макете-в 1/10 натуральной величины).
Современная типовая диорама с животными в своей технической основе весьма проста. Главный и основной принцип ее построения - разделение на художественные планы, как на плоскости в витрине, так и на живописном фоне. Для этого на переднем плане помещают в натуральную величину рельеф местности, таксидермические скульптуры животных и окружающую их растительность. Это вещественный, или натурный, план. На втором плане, несколько удаленном от зрителя, располагают уменьшенные модели животных и растений, на живописном фоне повторяют их в еще большем уменьшении. Таким образом достигают заметной глубины или перспективы композиции. В диорамах, не стремящихся к показу панорамности местности, а показывающих биологию птиц и зверей, передний план непосредственно продолжается на холсте, где изображают в натуральную величину птиц, бегущих зверей. Это сразу же связывает два плана - натурный и живописный или иллюзорный и весьма успешно позволяет хорошо просматривать их, зрительно связывая вместе. Этим в диораме достигается иллюзия движения животных и перспективы в пейзаже.
Чтобы был понятен принцип построения современной типовой естественной диорамы, можно на примере деления картины на отдельные планы получить плоский рисованный макет композиции. Для опыта можно использовать любую картину с животными, но в данном случае наиболее подходит для этих целей хорошо знакомая всем картина И.Шишкина "Медведи в лесу".
Если смотреть на картину строго сбоку, то можно увидеть только ребро подрамника и узкий кусок холста, на котором изображение будет очень сильно искажено и лишено пространственности и объема - оно будет плоским. Для создания же объемности картину как бы делят на несколько самостоятельных планов. Прежде всего выделяется главная и центральная часть композиции - группа медведей на поваленном стволе большого дерева. Это первый, или натурный, план композиции, его центр, сюда автор картины направляет главное внимание зрителей. Второй план - это растительность, в виде фона окружающая группу животных. Передняя часть этого фона, примыкающая к медведям, дается в диораме в натуральную величину, вторая же часть, удаленная от центра композиции, изображается в перспективе на фоновом заднике.
Затем идет общий живописный план с переходом растительности на холст и дальней перспективой леса и неба. Для удобства моделирования и создания диорамы изготавливается плоский макет композиции. Вырезанные из картона отдельные фигуры и планы наиболее удобно моделировать в заранее подготовленной коробке, ящике из фанеры или на плоском согнутом листе картона. Если каждый отдельный план или фрагмент картины установить в той очередности, в какой он был изображен на картине, и обнести живописным фоном, а макет затем установить на уровне глаз и посмотреть на него, то все планы между собою совпадут в одну общую картину без заметных границ перехода от передних натурных планов к живописным иллюзорным. Макет типовой диорамы Рисованный макет Объемный макетМузейные витриныДиорамная живописьРасстановка фигур животных в макете и нахождение центра композиции |