Музейные витриныБез специальных витрин для биологической группы или диорамы поставить экологическую или ландшафтную композицию в музее будет трудно.
Витрина для композиции создается не только с эстетической целью (несомненно, имеющей большое значение в архитектуре музея), но главным образом для защиты экспонатов. Прозрачный футляр из стекла, изолирующий биологическую группу от внешнего мира, и отгороженный угол музейного зала со смотровым окном для ландшафтной диорамы - это помещение, где надежно укрыты под стеклом от внешнего вредного воздействия чучела животных, бутафория, консервированная растительность, живопись, т.е. те предметы, которые нуждаются в бережном сохранении и изоляции. Создавая витрину для диорамы, стремятся сделать ее как можно более герметичной, предохранить от проникновения в нее полициклических углеводородов (так называемый смог), попадающих снаружи в помещение музея и витрины в результате общего загрязнения воздуха в городах. Не менее важно предохранить диораму от проникновения в нее вредных насекомых, портящих кожу, перо, мех, клей и бумагу (таких как жук-кожеед, моль), а также от сырости, способствующей развитию гнилостной плесени на бутафории композиции, что не только наносит эстетический ущерб диораме, но и создает угрозу ее полного уничтожения.
Стекло витрины не только надежно защищает экспонаты от пыли и сырости, но и оберегает их от порчи посетителями музея. Изоляция экспонатов в герметической витрине под стеклом смягчает действие перепадов температуры и влажности воздуха, при различных сезонных изменениях в витрине создается постоянный микроклимат, чрезвычайно полезный для сохранения биологических экспонатов.
Витрина биологической группы. Красивая форма и правильные пропорции витрины композиции имеют большое значение. Размеры витрины зависят от типа биологической группы и ее демонстрационного материала. Например, если экспонируется гнездовая колония мелких и средних птиц, гнезда которых расположены на кустарнике, среди травы или тростника, то витрину лучше создать в виде куба квадратного сечения с круговым обзором. При демонстрации гнездовой колонии куликов, чаек, крачек и других птиц, располагающих гнезда рядами у уреза воды, музейную витрину лучше создать прямоугольной формы и небольшой высоты. При демонстрации колоний птиц, живущих на деревьях (цапли, колпицы, бакланы и т.д.), витрину следует делать высокой, чтобы показать ярусность расположения гнезд. Одностороннюю витрину хорошо делать в том случае, если приходится показывать биологическую группу из жизни птиц базаров Севера, где тыльную сторону витрины будут имитировать скалы. Животных-кочевников удобно демонстрировать в удлиненных прямоугольных витринах, где можно показать динамику их движения. Растягивание композиции позволяет зрителю увидеть различные фазы движения животного, которые ему вряд ли удалось бы увидеть в квадратной витрине. Для показа жизни норных животных, не уходящих далеко от своих жилищ (суслики, хомяки и т.д.), или животных, связанных с водной средой обитания (бобр, выдра, ондатра, птицы), может быть использована квадратная витрина, более удобная для показа жизнедеятельности этих животных на небольшой площади. Чтобы посетитель не сгибался, рассматривая экспозицию, немаловажное значение имеет расположение биологических групп на удобной для ее просмотра высоте. Музейные витрины |