Объемный макетСледующим более сложным этапом разработки композиции диорамы становится объемный макет. Это наиболее важное звено, без которого не может быть создано ни одно большое или малое музейное произведение. Он создается в 1/10 натуральной величины с правильной передачей декоративных планов, композиции и различных фаз движения животных переднего плана. Работая над объемным эскизом или макетом, вначале размечают главные узлы, а затем второстепенные, что позволяет избежать ошибок в построении.
Макет может быть изготовлен из самых различных подручных материалов: дерева, фанеры, бумаги. Но удобнее использовать для его создания пластилин - удобный, пластичный материал для лепки скал, зверей, растительности. Чем подробнее и колоритнее будет выполнен макет, тем удобнее в дальнейшем будет работать с ним.
Правильная и художественно обоснованная композиция на макете дает возможность исполнителю добиться чрезвычайно тонкого эффекта в реалистическом мастерстве диорамы. Уточнение пропорции макета позволяет в диораме создать многоступенчатую и обширную композицию. Законченный проект композиции должен демонстрироваться на советах музеев для его утверждения. Каждому музейному художнику присущ индивидуальный способ творчества, но какими бы разнообразными методами он ни владел, все они должны служить достижению определенной цели - созданию высокохудожественного произведения, выразительного, динамичного и, конечно, научно правдивого.
Рис. 4. Макет. А - объемный макет и его просмотр; Б - подмакетник; В - каркасы для лепки животных; Г - архитектурный макет.
Все неясные вопросы, связанные с моделированием композиции, гораздо проще разрабатывать и решать на макете, чем в диораме. Макет можно легко изменять или переделывать по своему желанию, пока композиция в нем не покажется удовлетворительной со всех точек зрения. Сколоченный для макета ящик с тыльной стороны должен иметь достаточно широкое входное отверстие для установки в нем подмакетника - деревянного подноса с рейками по бокам (бортами) (рис. 4). Его вставляют в макет витрины с тыльной стороны. Заднюю сторону макета опоясывает выгнутый лист фанеры или плотного картона, установленный на полусферической раме. Он служит основой для написания на нем живописного фона макета диорамы и устанавливается на подмакетнике.
При наличии в музее готовой витрины (особенно это касается витрин для биологических групп) можно сбить ящик для макета, который имел бы сходство по своему внешнему виду с музейной витриной, был бы ее уменьшенным прототипом. В макете нет надобности устанавливать стекла: они мешали бы в процессе моделирования.
Рис. 4. (продолжение). Д - модель без каркаса в пластилине; Е - арматура для модели; Ж - модель в пластилине на каркасе.
При сооружении макета необходимо обратить большое внимание на правильные пропорции смотрового окна, правильно рассчитать расстояние от пола до нижнего края смотрового окна диорамы и от края окна до музейных стен.
Для определения формы смотрового окна из мягкой проволоки изгибают соответственно квадратную, удлиненную или круглой формы рамку с рукоятью. Приставляя рамку к фронтальной стороне макета, его просматривают. Смотреть нужно в середину рамы. Если будет виден потолок макета или боковые стенки рамки, последнюю следует сузить. При этом необходимо учитывать, что верхнюю и боковые стороны рамы смотрового окна в диораме будут прикрывать козырьки.
Расчеты важны не только для нахождения правильной пропорции витрины, но и для ее установки в музейном архитектурном ансамбле, в который новая витрина должна хорошо вписаться. Объемный макетМакет типовой диорамы Рисованный макет Надувная моторная лодка Лидер 400Расстановка фигур животных в макете и нахождение центра композиции |