Макет типовой диорамы
В законченном макете все натурные планы и живопись фона объединяются тональностью цвета. Это достигается высвечиванием искусственным светом с применением цветных фильтров, что позволяет объединить в одну общую по цвету картину все три плана без искусственного выделения натурного плана, часто забивающего живописный фон своей документальностью. Перед исполнителями ставят задачу, в которой указывают цели композиции, количество предполагаемых к экспонированию животных, их вид, тип растительности, рельеф местности, вид пейзажа. Выбирается документальный участок местности, предполагаемый к демонстрации в музее. Точность в передаче документального пейзажа особенно важна для краеведческих музеев.
При создании крупной композиции (диорамы или биологической группы) особенно важен подготовительный период, так как от умения подобрать участок местности, создать и выбрать наиболее удачный эскиз композиции зависит успех всей работы. С технической стороны подготовительный период складывается из ряда рабочих моментов: работа над эскизом и макетом; подготовка рабочих чертежей композиции; сбор натурального материала, умелая консервация растительности, обработка животных (препарирование).
Художник-диорамист свой творческий замысел осуществляет прежде всего графически, на бумаге, используя для этого документальные материалы по пейзажу, а также рисунки и фотографии животных. Чем больше создано эскизов будущей композиции, тем точнее и интереснее станет художественное произведение. Правильнее начинать работу над эскизом на картине или листе бумаги, форма которого соответствовала бы предполагаемой форме диорамы.
Первоначальные эскизы фиксируют замысел всей композиции или отдельных ее фрагментов: переднего плана, фонового задника, отдельных главных узлов диорамы. На эскизе выявляют правильную расстановку отдельных экземпляров или групп животных, растений, учитывают подлинные размеры витрины. Эскизы могут быть самых разных размеров и выполняться в карандаше, углем, тушью, красками на картоне или бумаге. Эскиз может быть размером с большой лист ватмана или миниатюрным. Первоначальные наброски будущей композиции лучше делать небольшими по формату. Сравнивая наброски между собой, легче отбирать наиболее отвечающие содержанию задуманной композиции и наиболее интересные по замыслу.
Чрезвычайно важно в подготовительный период собрать наибольшее количество фотодокументов и этюдов с участка местности, предназначенного к экспонированию. Особенно это важно при создании обширной ландшафтной диорамы. Макет типовой диорамы Рисованный макет Объемный макетМузейные витриныДиорамная живописьРасстановка фигур животных в макете и нахождение центра композиции |