Катера "Максим" и "Аргонавт"Некогда - в 'брежневские' времена - со стапелей лодочного цеха Воронежского самолетостроительного завода сходило до 70 мотолодок в сутки. По словам старожилов, рабочее рвение было таким, что в обеденный перерыв мастеру приходилось принудительно отключать воздух от клепального оборудования. И даже при таких впечатляющих объемах производства удачные, по общему мнению, дюралевые лодки под названием 'Воронеж' все равно кое-где оставались дефицитом. Нынешние масштабы куда скромнее - по крайней мере, в количественном смысле. В смысле же качественном налицо явный прогресс. Воронежские авиастроители не просто возобновляют старое производство, которое предусматривало выпуск только одной модели, а 'замахнулись' на целый модельный ряд - начиная с крошечной картоп-лодки и заканчивая каютным 'крейсером' почти семиметровой длины. Воспользовавшись любезным приглашением руководства и конструкторов завода, мы отправились в Воронеж, чтобы испробовать в деле недавно сошедшие со стапелей опытные образцы новинок.
При знакомстве с предприятием Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО), занимающим практически весь левобережный район города, сразу напрашивается сравнение 'государство в государстве'. По сути, это целый отдельный город, со своими улицами и перекрестками, путешествовать по которому лучше всего в автомобиле - иначе экскурсия рискует затянуться на неделю. Показательный штрих - у завода есть собственный аэродром, способный принимать все типы современных самолетов (к слову сказать, городской аэропорт те же 'Ил-86' не принимает - полоса коротковата).
При виде огромных цехов-ангаров, в каждом из которых можно запросто разместить футбольное поле вместе с трибунами, сложнейших стапелей, станков и стендов поневоле разеваешь рот, как провинциал в столичном супермаркете. Каких технических чудес здесь только нет! Маловато, правда: самих самолетов.
Увы, и нас не минула чаша сия, - говорит главный инженер ВАСО Михаил Николаевич Шушпанов. - Не буду вдаваться в анализ, искать правых и виноватых, но факт есть факт - производство самолетов почти свернуто. Весь этот город-завод оказался никому не нужным. Не у дел рискуют остаться и великолепные специалисты, на подготовку которых ушли годы. А у нас не только конструкторы - у нас многие рабочие с высшим образованием! И вопрос встает уже не о личном выживании, а о будущем целой отрасли, от которой во многом зависит и благополучие всей страны. Стоит хотя бы на короткое время 'заморозить' подобное производство, и отстанешь от всего остального мира как минимум на несколько лет. В этих непростых условиях мы и вспомнили о производстве лодок, прекращенном в начале восьмидесятых по причине действовавших тогда повсеместно запретов на использование лодочных моторов. Судостроение - отрасль наиболее нам близкая.
Совершенно верно, - подтверждает начальник КБ завода Николай Васильевич Паневин. Здесь те же плазы, стапели, элементы набора - шпангоуты, стрингеры: Технология, по крайней мере, очень похожая. Что же касается проектирования, то тут далеко не все так просто, и мы прекрасно сознаем, что здесь нам еще очень многому надо научиться. В частности, рассчитываем и на сотрудничество с вашим журналом в плане консультаций и привлечения квалифицированных специалистов. Но в производственном плане возможности у нас очень и очень большие. Катера "Максим" и "Аргонавт"Катера для рыбалкиКатера SilverJohnson 25R(RL,E,EL)/30R(RL,E,EL)Катера завода "Амур"Катера ОбьСпециальные навигационные приборыКатера BAYLINER |