ВихрьЛодочные моторы семейства "Вихрь" - это настоящий парадокс отечественного малого флота. С одной стороны, это самые массовые в стране моторы. В лучшие годы ежегодно выпускалось до 150000 "Вихрей" трёх марок двумя заводами, и всё это количество в магазинах не залёживалось. С другой стороны, "Вихри" - это моторы самой устаревшей конструкции, множество неудачных конструктивных решений в "одном флаконе", позор Российской промышленности. Именно благодаря низким потребительским качествам "Вихрей" у нынешнего поколения водномоторников сложилось отрицательное отношение к отечественным подвесным моторам. Однако обо всём по порядку.
В начале 60-х на Куйбышевском моторостроительном заводе им. Фрунзе тоже задумались о том, как заменить "Стрелу" более совершенным мотором. Причём мотором большей мощности, чем у наиболее распространённой тогда "Москвы". Было принято решение скопировать мотор какой-нибудь зарубежной фирмы. Но в отличие от московских коллег, скопировавших удачный "Джонсон", куйбышевцы положили глаз на весьма неудачный западногерманский 20-сильный "Кёниг". Вполне возможно, что этот мотор был ещё довоенной разработки, и в нашу страну попали трофейные экземпляры, с которых и ваяли "Вихрь" куйбышевцы. По крайней мере, в 1965г., когда пошли в серию первые "Вихри", фирма "Кёниг" объявила о снятии устаревших "двадцаток" с производства...
Итак, в 1965г. первые "Вихри" появились в магазинах. Развивали они поначалу даже не 20, а всего 17л.с., тем не менее были встречены на ура. Ещё бы, несмотря на все недостатки "Вихрь" позволял выводить на глиссирование "Казанку" с семейным экипажем на борту! А любители высоких скоростей получили возможность, установив два "Вихря", выводить на глиссирование гораздо более крупные мореходные суда. Вскоре удалось довести мощность "Вихря" до проектной величины 20 л.с. Несколько лет "Вихрь" оставался самым мощным отечественным подвесным мотором. Выпуск его неуклонно наращивался. Успеху "Вихря" в немалой степени способствовала организация производства в том же городе Куйбышеве (ныне Самара), на авиазаводе, мотолодок "Прогресс". Прогресс был гораздо более вместительным и комфортабельным, нежели широко распространённая тогда "Казанка", за что и приобрёл репутацию "семейного" судна. Сочетание "Прогресс"+"Вихрь" стало наиболее распространённым в СССР на многие годы. Так как транец "Прогресса" был рассчитан на установку только одного мотора, единственным подходящим для этой наиболее популярной лодки мотором был "Вихрь". Действительно, под "Ветерком-8"("-12") или "Москвой" "Прогресс" не глиссировал, а переделать транец под два мотора мог далеко не каждый любитель. Так и произошло внедрение в общественное сознание мысли об исключительности "Вихря". Дальше пошла цепная реакция: начинающий водномоторник, не способный самостоятельно разобраться в тонкостях конструкции моторов, при выборе техники ориентировался на мнение соседа, а у соседа был "Вихрь"... Так "Вихрь", устаревший ещё до рождения, и завоевал тогдашний рынок подвесных лодочных моторов. Впрочем "рынок" - название достаточно условное, ибо не было тогда двух важнейших составляющих рынка - рекламы и конкуренции. Эта искусственная, дутая популярность марки "Вихрь" и послужила причиной столь слабой заботы завода о качестве своей продукции. Вихрь |