Надевание шкуры и моделирование внешнего вида чучелаОформление манекена шкурой - последний, завершающий этап работы. Он чрезвычайно важен и в высшей степени ответствен, так как результат всей работы во многом зависит от того, насколько правильно и живо "сидит" шкура на манекене. Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что шкура у живого зверя никогда не лежит плотно, не обтягивает, а свободно облегает тело; при этом в одних местах тесно прилегает к мышцам и сухожилиям, четко обрисовывая суставы, сплетения кровеносных сосудов и весь подкожный рельеф, в других - обвисает или лежит складками.
Прежде чем начинать обшивать манекен шкурой, необходимо изучить топографию - расположение шкуры на живом животном. Мастер должен совершенно ясно представлять себе характерные черты поверхностного рельефа, расположения фигуры, складок и т.д. В проведении этой подготовительной работы, кроме живой натуры, могут помочь различные наглядные пособия, фотографии, рисунки. Труднее и в то же время важнее безошибочно передать кожный рельеф наиболее выразительных участков головы и конечностей. Большим подспорьем здесь могут служить посмертные гипсовые слепки, сделанные с этих частей тела; особенно они необходимы при обработке деталей лицевого отдела: губ, носа, ушей, глаз.
Дополнительные работы, связанные с моделированием шкуры на манекене. Монтаж ушных хрящей из бумаги. При моделировании чучела среднего и крупного животного часто возникает необходимость в монтаже ушных раковин крупного размера (лось, олень, волк, лисица и др.). Правильные формы и установка ушей имеют большое значение для внешнего вида животного. Естественный хрящ у большеухих животных оставлять в коже уха не следует: со временем он ссыхается или загнивает. Такое ухо часто деформируется и теряет свою первоначальную форму, причем заранее предвидеть степень и характер деформации совершенно невозможно. Поэтому ушной хрящ удаляют еще при препарировании шкуры. Вместо натурального хряща для чучела применяют искусственный, из бумаги. Изготовляют его следующим образом: натуральный ушной хрящ при препарировании свежей шкуры извлекают из ушного чехла целиком. Его высушивают и сохраняют до момента моделирования чучела, затем размачивают в теплой воде, пока он не станет мягким и эластичным (не примет свою естественную форму). В таком виде он пригоден для снятия гипсовой формы. Его укладывают на лепешку глины, уложенной на фанеру, внутренней стороной вниз, под раструб уха; в слуховой проход набивают мягкую глину, чтобы препятствовать деформации хряща. Вокруг уха сооружают высокий бортик из глины или фольги (это предотвратит растекание гипса). Гипсом заливают огороженный участок вместе с ушным хрящом. Когда гипсовая форма достаточно затвердеет, ее переворачивают, удаляют глину и зачищают борт формы, затем смазывают его жировой смазкой и обработанный участок заливают слоем гипса. Раструб внутренней стороны ушной раковины не формуют. В результате нижняя часть уха оказывается заключенной в двухстороннюю форму. После того как гипс затвердеет, натуральный хрящ извлекают из формы. Обычно это удается сделать без особых усилий. Подготовка формы к выклейке та же, что и при обработке больших форм. Надевание шкуры и моделирование внешнего вида чучелаМоделирование чучела птицыГрумингМетоды изготовления чучелХодулочникНабивка чучела рыбы и барельефы рыбыБурый медведьОсновы меткой стрельбыКастpация"Живые" насадки для рыбы |