Приманки  Электроника
  Законы и правила  Подводная охота  Советы бывалых
  Рыбы  Экзотическая рыбалка  Календарь рыболова
  Снасти  Принадлежности  Кухня рыболова
  Начинающим  Техника ловли  Рыболовные туры
  Виды ловли  Лодки и моторы  Организации
Рыбалка -  -  ::
Следующая >>>

Фрикционный тормоз

Одним из основных аргументов в пользу безынерционных катушек всегда был такой: вы можете ставить на них тонкую леску и при этом не рискуете ее оборвать - благодаря фрикционному тормозу. Считается, что когда он правильно отрегулирован, то при вываживании леска выдержит, конечно, если рыба не затянет ее в коряги. Правильно отрегулировать фрикционный тормоз не так просто, как это кажется на первый взгляд. У меня случается несколько обрывов за сезон, в той или иной мере связанных с неверной регулировкой фрикциона. Причины этих обрывов не всегда одинаковы.

Выбирая безынерционную катушку, мы смотрим, какая фирма его изготовила, каковы количество подшипников, коэффициент редукции, лесоемкость и форма шпули, дизайн и, наконец, цена. Редко кто интересуется характеристиками фрикционного тормоза. На самом деле стабильность и плавность регулировки тормоза - важнейшие показатели катушки. Наиболее дешевые модели (в том числе отечественный "Орион") в этом сильно уступают катушкам более совершенным. Бывает, что леска с катушки стравливается неравномерно - шпуля, проворачиваясь от натяжения лески, "бьет", то есть критическое усилие периодически меняется в зависимости от угла поворота шпули. Это неприятно, но не очень страшно. Хуже, когда регулирующая гайка начинает подкручиваться от вращающейся шпули, то есть самозатягиваться. Допустим, при разрывной нагрузке лески 5 килограммов вы установили стягивающее усилие 3 килограмма. Начинаете вываживать рыбу, и катушка от ее рывков стравливает леску; из-за самозатягивания гайки установленные 3 килограмма превращаются сначала в 4, а затем в те самые 5, и леска не выдерживает...

По моим оценкам, из десятка "Орионов" (и подобных им катушек с передним тормозом) две-три с самого начала страдают самозатягиванием регулирующей гайки. У других эта "болезнь" может проявиться в процессе эксплуатации. На мой взгляд, лучше вообще отказаться от простых катушек с передним фрикционом (для катушек с задним тормозом этот недостаток нехарактерен). Если же вы не можете позволить себе что-то классом повыше "Ориона", то вам следует, как минимум, содержать в чистоте соприкасающиеся поверхности шпули и гайки, удаляя с них пыль и песчинки. Кроме того, рекомендую поставить между шпулей и гайкой одну-две тонкие тефлоновые шайбы, а еще лучше - сделать так, чтобы гайка проворачивалась на штифте не легко и свободно, а со значительным усилием, - тогда она не будет закручиваться от вращения шпули. Проще всего этого добиться, подмотав на резьбу штифта хлопчатобумажную нитку.

Безынерционные катушки принято делить на скоростные и силовые. Применительно к фрикционному тормозу это деление выражается в следующем. Скоростные катушки рассчитаны на использование тонкой лески при малых нагрузках и потому их фрикцион имеет более плавную регулировку стягивающего усилия: за один щелчок регулятора оно меняется на 0,2-0,3 килограмма. Тормоз силовых катушек предназначен для рабочих нагрузок широкого диапазона, поэтому фрикцион в смежных позициях регулятора изменяет стягивающее усилие примерно на 0,5 килограмма. Использование тонкой лески на силовой катушке может привести к тому, что при одном положении регулятора она будет стягиваться слишком свободно, а при соседнем - уже порвется.

  • Фрикционный тормоз

  • 1 :: 2 :: 3 :: 4 ::
    Copyright RIN ©2003 -    * hunt@rin.ru


    Конструктор сайтов
    Российские новости
    Увлечения знаменитостей
    Игровой сервер