Топливная экономичность подвесного двигателя
Кто знает, быть может это послужит когда-то стимулом к разработке для ПМ, например, двухскоростной передачи ('КиЯ' ? 168)! Заметим, наконец, что предложенный показатель e можно рассматривать как вариант так называемого термического КПД любого движительного комплекса, когда тяговую работу относят к теплотворной способности топлива.
При 100%-ном термическом КПД показатель e равен примерно 12 кВт·ч/кг; другими словами, для наших ПМ этот КПД не превышает 10%, что, увы, примерно столько же, как у жидкостных реактивных двигателей, и в несколько раз меньше, чем у колесного транспорта. Какие же выводы по конкретным ПМ можно сделать на основании приведенных графиков и таблицы?
Как известно, 'Нептун-23' - рекордсмен по критериям путевого расхода ('КиЯ' ? 168) и 'транспортного' показателя топливной экономичности ('КиЯ' ? 171). Остается он таковым и при предложенной комплексной оценке, лидируя по всем параметрам табл. 1.
При практически одинаковой величине e0 'Нептун-23' в экономичном режиме полного хода недобирает всего 250 об/мин и 4% мощности против 700 об/мин и 7% мощности у 'Привета-22'. По показателю e0 семейство 'Вихрей' далеко позади: он у них меньше почти на 40%! Причины столь существенного различия связаны и с двигателем, и с ходовой частью: у 'Вихрей' в экономичном режиме удельные расходы g выше, а пропульсивные коэффициенты h ниже в среднем на 15%.
Уже стало традицией сравнивать между собой близкие по мощности ПМ 'Вихрь-М' и 'Нептун-23' (см., например, 'КиЯ' ? 53 и 168). И в нашем случае более мощный 'Вихрь-М' уступает 'Нептуну-23'. У последнего частота вращения в экономичном режиме выше на 750 об/мин, а коэффициенты использования мощности и скорости больше соответственно на 17% и 43%!
Предложенный подход позволяет легко объяснить эти преимущества 'Нептуна-23': у него в экономичном режиме удельный расход g0 ниже на 23%, а пропульсивный коэффициент h0 выше на 8% (табл. 1).
Кстати, еще в 'КиЯ' ? 53 была указана одна из причин худших пропульсивных качеств 'Вихрей' - малое расстояние между ГВ и корпусом редуктора. Отметим, что по величине часового G0 и удельного g0 расходов в экономичном режиме (табл. 1) тоже лидирует 'Нептун-23', в то время как на последнем месте оказывается 'Вихрь-30'.
Хотя при этом скорость 'Вихря-30' выше почти на 20%, зато путь, пройденный на литре топлива, меньше на 40%. Как видим, и при более скрупулезном подходе 'Нептун-23' возглавляет рейтинг наших ПМ по топливной экономичности.
Это свидетельствует либо о счастливой случайности, либо о хорошей 'кораблестроительной' интуиции создателей этого ПМ. Как бы то ни было, лишний раз убеждаешься в том, что 'Нептун-23' весьма удачное детище его разработчиков!
Приведенные для семейства 'Вихрей' данные любопытны еще и тем, что позволяют увидеть, каков 'механизм' влияния на топливную экономичность замены ГВ (в частности, штатного на грузовой), а также установки на прежнюю 'ногу' более мощной 'моторной головки'. Как видно из рис. 1, замена штатного ГВ грузовым 'сдвигает' график топливной экономичности в область более высоких частот вращения: последняя для грузового ГВ возрастает на 700 об/мин (почти на 20%). Топливная экономичность подвесного двигателя Pro-Pulse: винтовая авиация на вашем подвесном двигателеЛодочные моторы 'Пэрсан' - качество превыше всего!Подготовка подвесного лодочного мотора к зимнему хранениюОбзор импортных подвесных моторов от 2 до 3.5 л.c ВетерокJohnson 6R(RL)/8R(RL,RX)Моторы Selva, 2-х тактные, легкой серииУстановка двигателя. Советы специалистаGo-Devil - подвесной двигатель БОЛОТОХОД |