Топливная экономичность подвесного двигателя
Кто знает, быть может это послужит когда-то стимулом к разработке для ПМ, например, двухскоростной передачи ('КиЯ' ? 168)! Заметим, наконец, что предложенный показатель e можно рассматривать как вариант так называемого термического КПД любого движительного комплекса, когда тяговую работу относят к теплотворной способности топлива.
При 100%-ном термическом КПД показатель e равен примерно 12 кВт·ч/кг; другими словами, для наших ПМ этот КПД не превышает 10%, что, увы, примерно столько же, как у жидкостных реактивных двигателей, и в несколько раз меньше, чем у колесного транспорта. Какие же выводы по конкретным ПМ можно сделать на основании приведенных графиков и таблицы?
Как известно, 'Нептун-23' - рекордсмен по критериям путевого расхода ('КиЯ' ? 168) и 'транспортного' показателя топливной экономичности ('КиЯ' ? 171). Остается он таковым и при предложенной комплексной оценке, лидируя по всем параметрам табл. 1.
При практически одинаковой величине e0 'Нептун-23' в экономичном режиме полного хода недобирает всего 250 об/мин и 4% мощности против 700 об/мин и 7% мощности у 'Привета-22'. По показателю e0 семейство 'Вихрей' далеко позади: он у них меньше почти на 40%! Причины столь существенного различия связаны и с двигателем, и с ходовой частью: у 'Вихрей' в экращения n0, меньшей, чем паспортная предельно допустимая nm (соответствующая максимальной мощности).
А это значит, что в экономичном режиме ПМ 'не добирает' сколько-то 'потерянных сил' (см. 'КиЯ' N 41). И возникает, образно говоря, дилемма: 'потерянные силы - потерянные литры'.
Оценивать ее количество позволяют приведенные графики и соответствующая им табл. 1, где недобор мощности и скорости характеризуют коэффициенты m0 = N0/Nm и c0 = v0/vm, где Nm и vm - значения величин мощности и скорости при предельно допустимой частоте вращения.
Например, у ПМ 'Вихрь-30' в экономическом режиме недобор мощности составляет 4%, а при максимальной мощности потеря экономичности ('потерянные литры') - 10%. Сказанное подводит к выводу, что для комплексной оценки топливной экономичности ПМ желательно учитывать не только величину показателя e0, но и соответствующие значения коэффициентов использования мощности m0 и скорости c0.
Чем ближе эти коэффициенты к единице и чем больше показатель e0, тем совершеннее ПМ. Как и следовало ожидать, топливная экономичность ПМ сильно зависит от параметров сменных ГВ, 'сдвигающих' график на рис. 1. У 'Вихря-М', например, замена штатного ГВ грузовым приводит к увеличению частоты вращения n0 экономичного режима почти на 20% и уменьшению в этом режиме доли 'потерянных сил' с 20% до 4%.
Между прочим, 'сдвигать' график топливной экономичности можно не только при помощи набора сменных ГВ или регулировки мультипитча, но и за счет изменения передаточного отношения редуктора ПМ при одном и том же ГВ. Топливная экономичность подвесного двигателя Pro-Pulse: винтовая авиация на вашем подвесном двигателеЛодочные моторы 'Пэрсан' - качество превыше всего!Подготовка подвесного лодочного мотора к зимнему хранениюОбзор импортных подвесных моторов от 2 до 3.5 л.c ВетерокJohnson 6R(RL)/8R(RL,RX)Моторы Selva, 2-х тактные, легкой серииУстановка двигателя. Советы специалистаGo-Devil - подвесной двигатель БОЛОТОХОД |