Топливная экономичность подвесного двигателя
Рис. 1. Графики зависимостей 'тяговой' работы ПМ e, выполненной на 1 кг топлива, от частоты вращения n коленчатого вала у моторов: 1 - 'Нептун-23' со штатным окрашенным ГВ (диаметр 0.23 м N шаг 0.28 м); 2 - 'Привет-22' со штатным окрашенным ГВ (0.235 N 0.285); 3 - 'Вихрь-30' со штатным окрашенным ГВ (0.24 N 0.3); 4 - 'Вихрь-М' со штатным окрашенным ГВ (0.24 N 0.3) и 5 - с грузовым полированным ГВ (0.24 N 0.24).
На рис. 1 приведены зависимости показателя топливной экономичности e от частоты вращения n для четырех наших ПМ. Для 'Вихря-М' все исходные данные взяты из 'КиЯ' ? 46, для 'Нептуна-23' - из N53, для 'Привета-22' - из N 68. Для двух последних дополнительно использованы сведения об удельном расходе топлива из 'Справочника по малотоннажному судостроению' (Судостроение, 1987).
Для ПМ 'Вихрь-30' гидродинамические данные пересчитаны автором на основе материалов из 'КиЯ' N 46. Все показатели относятся к ПМ со штатными окрашенным ГВ; для 'Вихря-М' дополнительно рассмотрен вариант с грузовым полированным ГВ (см. 'КиЯ' N 168). Приведенные графики позволяют сделать следующие выводы общего характера.
Во-первых, на полном газу, т.е. при полной нагрузке двигателя, наилучшая топливная экономичность e0 (по крайней мере, у отечественных ПМ со штатными ГВ) достигается при частоте вращения n0, меньшей, чем паспортная предельно допустимая nm (соответствующая максимальной мощности). А это значит, что в экономичном режиме ПМ 'не добирает' сколько-то 'потерянных сил' (см. 'КиЯ' N 41). И возникает, образно говоря, дилемма: 'потерянные силы - потерянные литры'.
Оценивать ее количество позволяют приведенные графики и соответствующая им табл. 1, где недобор мощности и скорости характеризуют коэффициенты m0 = N0/Nm и c0 = v0/vm, где Nm и vm - значения величин мощности и скорости при предельно допустимой частоте вращения.
Например, у ПМ 'Вихрь-30' в экономическом режиме недобор мощности составляет 4%, а при максимальной мощности потеря экономичности ('потерянные литры') - 10%. Сказанное подводит к выводу, что для комплексной оценки топливной экономичности ПМ желательно учитывать не только величину показателя e0, но и соответствующие значения коэффициентов использования мощности m0 и скорости c0.
Чем ближе эти коэффициенты к единице и чем больше показатель e0, тем совершеннее ПМ. Как и следовало ожидать, топливная экономичность ПМ сильно зависит от параметров сменных ГВ, 'сдвигающих' график на рис. 1. У 'Вихря-М', например, замена штатного ГВ грузовым приводит к увеличению частоты вращения n0 экономичного режима почти на 20% и уменьшению в этом режиме доли 'потерянных сил' с 20% до 4%.
Между прочим, 'сдвигать' график топливной экономичности можно не только при помощи набора сменных ГВ или регулировки мультипитча, но и за счет изменения передаточного отношения редуктора ПМ при одном и том же ГВ. Топливная экономичность подвесного двигателя Pro-Pulse: винтовая авиация на вашем подвесном двигателеЛодочные моторы 'Пэрсан' - качество превыше всего!Подготовка подвесного лодочного мотора к зимнему хранениюОбзор импортных подвесных моторов от 2 до 3.5 л.c ВетерокJohnson 6R(RL)/8R(RL,RX)Моторы Selva, 2-х тактные, легкой серииУстановка двигателя. Советы специалистаGo-Devil - подвесной двигатель БОЛОТОХОД |