Топливная экономичность подвесного двигателя
Этот коэффициент характеризует 'качество' ГВ с приводом, а удельный расход g - эффективность сжигания топлива в двигателе ПМ. Так что, чем лучше пропульсивные ('движительные') качества ПМ (больше коэффициент h) и чем экономичнее его двигатель (меньше расход g), тем выше экономичность ПМ в целом (больше показатель e).
Рис. 1. Графики зависимостей 'тяговой' работы ПМ e, выполненной на 1 кг топлива, от частоты вращения n коленчатого вала у моторов: 1 - 'Нептун-23' со штатным окрашенным ГВ (диаметр 0.23 м N шаг 0.28 м); 2 - 'Привет-22' со штатным окрашенным ГВ (0.235 N 0.285); 3 - 'Вихрь-30' со штатным окрашенным ГВ (0.24 N 0.3); 4 - 'Вихрь-М' со штатным окрашенным ГВ (0.24 N 0.3) и 5 - с грузовым полированным ГВ (0.24 N 0.24).
На рис. 1 приведены зависимости показателя топливной экономичности e от частоты вращения n для четырех наших ПМ. Для 'Вихря-М' все исходные данные взяты из 'КиЯ' ? 46, для 'Нептуна-23' - из N53, для 'Привета-22' - из N 68. Для двух последних дополнительно использованы сведения об удельном расходе топлива из 'Справочника по малотоннажному судостроению' (Судостроение, 1987).
Для ПМ 'Вихрь-30' гидродинамические данные пересчитаны автором на основе материалов из 'КиЯ' N 46. Все показатели относятся к ПМ со штатными окрашенным ГВ; для 'Вихря-М' дополнительно рассмотрен вариант с грузовым полированным ГВ (см. 'КиЯ' N 168). Приведенные графики позволяют сделать следующие выводы общего характера.
Во-первых, на полном газу, т.е. при полной нагрузке двигателя, наилучшая топливная экономичность e0 (по крайней мере, у отечественных ПМ со штатными ГВ) достигается при частоте вценке топливной экономичности.
А предлагалось измерять ее величиной 'тяговой' работы, выполненной на одном литре или, как принято у моторостроителей, на одном килограмме топлива. Напомним, что 1 кг бензина А-72 имеет объем 1.36 л, а А-76 - 1.45 л при температуре 20?С. Наш 'толкач на транце' в течение часа производит тяговую работу, равную произведению эффективного упора Р (см., например, 'КиЯ' ? 46) на скорость хода v. Тогда предлагаемый показатель топливной экономичности ПМ будет выражаться формулой e = P·v/G, где G - часовой расход топлива.
Подчеркнем, что показатель e характеризует ПМ в целом, т.е. и двигатель, и ходовую часть. Действительно, его можно выразить через величины пропульсивного коэффициента (см., например, 'КиЯ' N 53) и удельного расхода топлива: h = P·v/N, g = G/N,где N - мощность при данной скорости хода:e = h/g кВт·ч/кг. Строго говоря, для нашего 'толкача на транце' коэффициент h - это буксировочный КПД, поскольку он учитывает потери мощности ПМ на буксировку самого себя.
Этот коэффициент характеризует 'качество' ГВ с приводом, а удельный расход g - эффективность сжигания топлива в двигателе ПМ. Так что, чем лучше пропульсивные ('движительные') качества ПМ (больше коэффициент h) и чем экономичнее его двигатель (меньше расход g), тем выше экономичность ПМ в целом (больше показатель e). Топливная экономичность подвесного двигателя Pro-Pulse: винтовая авиация на вашем подвесном двигателеЛодочные моторы 'Пэрсан' - качество превыше всего!Подготовка подвесного лодочного мотора к зимнему хранениюОбзор импортных подвесных моторов от 2 до 3.5 л.c ВетерокJohnson 6R(RL)/8R(RL,RX)Моторы Selva, 2-х тактные, легкой серииУстановка двигателя. Советы специалистаGo-Devil - подвесной двигатель БОЛОТОХОД |