Постепенно можно дать собаке "сработать" всех остальных тетеревят, разместившихся невдалеке друг от друга. После каждой работы полезно заметить направление полета птицы, чтобы легче было искать с собакой перемещенный молодняк. В утреннюю или вечернюю зари рекомендуется выждать около получаса, чтобы молодые тетерева собрались вместе. Это значительно облегчит собаке возможность найти выводок и "сработать" каждую птицу поодиночке. При розыске перемещенных тетеревят рекомендуется особенно следить за тем, чтобы прихваченная собакой старка не отвела ее далеко в сторону и, разгорячив слишком низким своим полетом и громким клохтаньем, не дала повода погнаться за ней.
Не менее хорошую практику для молодой легавой дает работа на моховых болотах по белым куропаткам. Преимущество тренировки по белой куропатке перед тетеревом заключается в том, что моховые болота более открыты и на них легче руководить собакой; кроме того, эта дичь бежит довольно далеко только при первом подъеме, а затем разбитый выводок плотно залегает. К тому же белая куропатка при своем подъеме не так волнует собаку, как тетерев.
Тем не менее, как и при всякой встрече с новой для молодой собаки дичью, необходимо быть готовым ко всяким неожиданностям. Так, например, разбираясь в многочисленных набродах выводка, собака может прежде всего напасть на след петуха, который, быстро убегая, уведет ее далеко. В данном случае при излишне торопливой подводке необходимо, имея в руках привязанную к ошейнику бечевку, слегка одергивать собаку и словами "тише, тише" останавливать ее. В случае необходимости можно даже уложить собаку, чтобы сбавить ее излишнюю горячность. При подъеме из-под стойки петуха, который при этом издает заманчивое для собаки гоготанье, следует ее немедленно же уложить, а при малейшем неповиновении одновременно одернуть за бечевку.
Прекрасной практикой для легавой в лесу может служить работа на осенних высыпках по вальдшнепам. В осенний период вальдшнеп по обыкновению выбирается из сплошных, частых зарослей в более открытые березовые или ольховые рощицы. Благодаря уже и почти опавшему листу и отсутствию травяной растительности работа собаки достаточно хорошо видна, и за ней легко следить.
Осенний вальдшнеп, сильно отъевшийся, затаиваясь, хорошо выдерживает стойку. Перемещается он сравнительно недалеко.
Первые выходы с собакой в лес лучше делать недели за две до открытия охотничьего сезона, когда дичь уже летная, но еще недостаточно взматеревшая и поэтому не так быстро бежит и недалеко перемещается.
Вначале лучше проводить работу с собакой без ружья, чтобы не напугать ее выстрелом. Начать же стрелять следует только после того, как собака вполне освоилась с новой для нее лесной обстановкой и абсолютно спокойна после взлета птицы. Не следует стрелять по случайно снявшейся, так называемой "шумовой" птице, что по обыкновению очень сильно горячит собаку.
При соблюдении указанных требований к открытию сезона охоты собака окажется вполне подготовленной, и с ней можно будет охотиться без риска ее испортить.
Подача дичи. С легавой собакой обычно не приходится охотиться на водоплавающую дичь. Поэтому и подача стреляной птицы в этих условиях необходима лишь в крайних случаях: когда дичь случайно падает и воду или на другую сторону водоема.
По условиям некоторого вида охот, например по фазанам в обстановке густых зарослей, где подранок может быстро убежать подача уже приобретает большое значение в работе легавой собаки.
Однако необходимо помнить, что подача дичи сильно горячит не только молодую, но и старую, опытную собаку. Подача дичи нередко является одной из причин срыва стойки и гоньбы за птицей.
Вследствие этого не рекомендуется разрешать первоначальной собаке подавать убитую дичь, если она даже и способна на это. Подачу можно допустить только собаке многопольной с идеальным послушанием и то в случаях крайней необходимости, когда по условиям местности убитая дичь не может быть взята руками или есть опасение, что подранок либо убежит, либо забьется в такое место, откуда его нельзя будет достать.
Почти каждого щенка нетрудно обучить подаче различного рода вещей, например перчатки, шапки, плетки и т. п. Однако когда дело доходит до подачи птицы, он начинает не только отказываться от этого, но и всячески избегать брать птицу в рот. Многие легавые собаки испытывают отвращение к ощущениям во рту перьев убитой птицы. Поэтому обучение собаки подаче дичи по приказанию - дело сложное; оно требует большого опыта и исключительно осторожного подхода. Малейшее проявление жестокости, особенно если приходится иметь дело с робким и нервным, щенком, может навсегда его запугать и сделать совершенно непригодным для выполнения остальных, необходимых для охоты требований дрессировки.
Некоторые породы легавых собак, например спаниели, имеют природную склонность к подаче дичи, и вполне естественно, что занятия с такими собаками значительно упрощаются.
В обучении подаче дичи важное значение приобретают исключительно ласковое обращение со щенком и поощрение его за четкое выполнение приказания. Но если владелец щенка видит, что тот не поддается обучению подаче, надо немедленно прекратить с ним эти занятия.
Необходимо добиваться, чтобы щенок выполнял приказания не только по своему настроению, когда ему хочется поиграть, но во всякое время и в любой обстановке. Игрой же со щенком следует пользоваться лишь для того, чтобы он освоился с держанием во рту какого-либо предмета и вообще не был бы враждебно настроен к какой бы ни было поноске.
Превопольного щенка целесообразнее всего обучить подаче и поноске лишь тех предметов, которые он охотно берет. Только к концу сезона второго поля, когда у щенка окончательно закрепятся его полевые качества и он окажется безупречным в отношении поведения после взлета птицы и выстрела, можно будет начать с ним занятия по подаче птицы.
Приучать щенка к поноске следует примерно с восьми-десятимесячного возраста, когда он достигнет известного физического развития и будет достаточно смышлен. Нередко приходится наблюдать, как щенок во время прогулки, схватив какую-либо палочку или кость, начинает с нем носиться, играть, временами подкидывать ее в воздух и снова хватать в рог. Нужно подозвать щенка и постараться отобрать у него предмет его забавы. Если же он упорно не хочет отдать этот предмет, надо предложить ему кусочек лакомства, который заставит его выпустить изо рта захваченный предмет. Съев лакомство, щенок вспомнит о взятой у него игрушке и сейчас же подбежит к вам. Если показать ему эту поноску и бросить ее на десять-пятнадцать шагов, то можно будет наблюдать, как щенок опрометью бросится и жадно схватит знакомый ему предмет. В этот момент словесным приказанием подай нужно подозвать щенка к себе и, погладив его за послушание, дать ему лакомство. Такой прием надо повторить раза три-четыре, пока щенку не надоест эта игра Затем нужно незаметно убрать предмет, который подавал щенок.
В летнюю жаркую пору таким же способом нетрудно научить щенка подавать поноску из воды. Для этого необходимо выбрать неглубокое место в речке с отлогим песчаным берегом. Бросить сначала недалеко (на пять-восемь шагов от берега) какую-либо палочку, дав предварительно щенку обнюхать ее, затем приказанием подай послать щенка в воду. Схватив в зубы брошенный предмет, щенок понесет его к берегу. Тут важно не позволить щенку бросить поноску на землю, а успеть взять ее прямо у него изо рта и ласково погладить его. Повторяя систематически данный урок и постепенно бросая предмет все дальше и дальше от берега, по мере того как подача с более близкого расстояния будет выполняться хорошо, можно в довольно короткий срок научить щенка подаче поноски из воды.
После того как щенок научится подавать, полезно во время прогулки приучать его носить нетяжелый предмет, например плетку или палочку, сначала на небольшие расстояния (шагов на пятнадцать-двадцать). Для этого, взяв щенка на поводок, следует одновременно с приказанием "нести" дать ему тот или иной предмет. Если щенок бросит поноску, надо сейчас же, почти не останавливаясь, поднять ее и на ходу вложить ему в рот. Расстояние для поноски постепенно увеличивают. Но нельзя злоупотреблять этим занятием, иначе оно может надоесть, щенку, и он начнет бросать поноску.
Когда щенок научится хорошо носить и подавать брошенную на его глазах поноску, его можно заставлять приносить поноску, положенную на землю в некотором расстоянии от него. Чтобы возбудить внимание щенка, его берут на поводок и, дав ему понюхать поноску, кладут ее при нем на землю. Щенок сейчас же начнет рваться, чтобы схватить поноску, но его успокаивают, оглаживают, отводят на небольшое расстояние и держат около себя 1 - 2 мин, затем спускают с поводка и, подав приказание "подай", заставляют принести поноску; за выполнение приказания одобряют щенка ласковыми словами и дают лакомство. Первое время поноску лучше всего класть на совершенно открытое место, в дальнейшем можно постепенно усложнять ее отыскивание, помещая поноску в густой траве и в кустах.
После того как все перечисленные выше приказания будут выполняться щенком вполне удовлетворительно, не мешает для развития у него большей сообразительности заставлять его приносить поноску, оставленную где-либо скрытно от него.
С этой целью во время прогулки берут щенка на поводок, дают ему понюхать поноску и спустя несколько минут незаметно для него роняют ее на своем следу. Пройдя шагов двадцать-тридцать, показывают щенку, что в руках ничего нет, после чего приказанием подай с одновременным указанием направления движения заставляют щенка принести поноску. Дистанцию, как и в первых случаях, постепенно можно удлинять, если на более близком расстоянии щенок находит и приносит поноску, Описанный способ обучения наиболее применим к отдельным щенкам, обладающим природным влечением к поноске и подаче. При занятиях с более упрямыми и туго поддающимися щенками этот способ не всегда может дать положительные результаты.
Бывают случаи, когда собака, уже начавшая удовлетворительно подавать, вследствие некоторого утомления или отвлечения другой интересующей ее обстановкой отказывается выполнить приказание "подай", а натасчик не настаивает на своем. Такое поведение со стороны натасчика дает собаке повод отказываться от выполнения этого приказания и в дальнейшем. Вот почему необходимо ни разу не допускать ослушания собаки и всячески добиваться выполнения отданного приказания, не проявляя при этом ни малейшего раздражения,
При обучении поноске упрямого щенка или взрослой неподатливой собаки приходится применить несколько иные методы.
Лучше всего начинать с ним занятия в домашней обстановке, а затем уже проводить их на воздухе, на какой-либо огороженной площадке, где щенок не отвлекался бы ничем посторонним. Во время этих занятий на щенке должен, быть надет ошейник в виде удавки (без колючек).
Подозвав к себе щенка и погладив его, отдают ему приказание "сядь". Одновременно (чтобы он не лег) держат его правой рукой за ошейник, а левой рукой легко нажимают на заднюю часть спины (в области крестца), повторяя приказание "сядь" до тех пор, пока щенок не сядет. Продержав его в таком положении 1-2 мин, дают приказание "встань", подзывают к себе и ласково оглаживают. Затем снова отдают приказание "сядь" и постепенно ослабляют нажатием рукой (в дальнейшем при выполнении щенком приказания совершенно не прибегают к помощи руки).
Отдав щенку приказание "сядь", правой рукой со словом возьми дают ему в рот поноску; если щенок, крепко стиснув зубы, не раскусывает рта, то левой рукой быстро разжимают его рот, а правой вкладывают в рот поноску. При этом необходимо следить, чтобы щенок не закусил себе губу: причинив ему боль, легко возбудить в нем неприязненное отношение к поноске.
Когда поноска у щенка во рту, ему говорят "держи". Необходимо, чтобы он продержал ее 1 - 2 мин. На всякий случай держат наготове левую руку под нижней частью морды щенка; если он выкажет намерение наклонить голову и выбросить поноску, сейчас же приподняв этой рукой его морду, строго приказывают ему "держи". Потом оглаживают его левой рукой и, произнося "дай", правой рукой берут у него поноску. Если щенок закусывает поноску и не желает отдать ее левой рукой разжимают его рот, а правой одновременно с приказанием дай берут поноску. В тех случаях когда подмечается склонность щенка крепко зажимать зубами поноску и упорно не давать ее, полезно несколько раз подряд Дать ему поноску, говоря "возьми", и сейчас же взять обратно, говоря "дай". Занятия в течение трех-пяти дней позволят достигнуть такого положения, что при даче щенку поноски он будет раскрывать рот, а по требованию дай - легко отдавать ее.
После того как щенок охотно берет поноску и не выпускает ее изо рта до приказания "дай", можно его заставить носить ее. Для этого усаживают щенка, дают ему держать поноску, зацепляют карабином поводка за кольцо ошейника и с приказанием неси идут с ним небольшое расстояние, внимательно следя за тем, чтобы он не бросил поноску. Если щенок бросит поноску, то тут же на ходу, повторяя приказание "неси", ее снова дают ему и одновременно в виде наказания слегка дергают за поводок. Ошейник сжимается и дает тем самым щенку почувствовать, что он провинился, бросив поноску. Это одно из легких упражнений, которое щенок быстро усваивает, он постепенно привыкает носить данную ему поноску до того момента, когда у него возьмут ее.
Следующим упражнением является подача поноски, которую дали щенку держать.
Усадив щенка, дают ему поноску и с приказанием держи отходят от него на несколько шагов (примерно десять-пятнадцать). Затем жестом подзывают его и при подходе снова заставляют сесть, повторяя приказание "держи". Потом, говоря "дай", берут у щенка поноску, после чего в виде одобрения оглаживают его.
Теперь уже можно считать щенка достаточно подготовленным к началу занятий с ним по самостоятельной подаче поноски с пола. Занятие проводится так. Поноску кладут на пол или на землю и подводят к ней щенка. Наклонив левой рукой его голову, одновременно с приказанием "возьми" вкладывают ему в рот поноску и, приказав "держи", стремительно отбегают от него шагов на десять. Затем, подзывая и приказывая "подай", заставляют принести поноску.
Если щенок во время подачи выбросит поноску, надо сейчас же вернуть его к прежнему месту, дать ему поноску и, подергав за ошейник, помочь ему понять, что он поступил неправильно.
После этого нужно снова отойти от щенка и подозвать его к себе при его подходе со словом дай взять у него поноску, затем поощрять словами и дать лакомство.
Когда щенок твердо усвоит это упражнение, можно положить поноску и, отойдя с ним на небольшое расстоянии приказанием подай заставить его самостоятельно принести поноску. Если щенок не идет за поноской и как бы недоумевает, чего от него хотят, нужно взять его на поводок и, повторяя довольно строго приказание "возьми", заставить его взять поноску. Затем, произнося приказание "подай", надо отбежать на то место, откуда было отдано первоначальное приказание, и, подозвав щенка, взять у него поноску.
Если описанные выше упражнения проводить со щенком систематически и не переходить от одного к другому до тех пор, пока он твердо не усвоил предыдущего, то примерно в месячный срок (в зависимости от развития щенка) можно добиться отчетливого выполнения всех требований, касающихся поноски. В дальнейшем необходимо будет лишь удлинять расстояние подачи поноски.
От легавой собаки подача на охоте убитой птицы, как уже сказано, требуется в редких случаях. Однако если есть желание обучить ее этому, то целесообразнее заняться таким обучением лишь в конце второго поля, предварительно закрепив все ее основные качества работы.
Начиная занятия по подаче собакой птицы, следует иметь убитую мелкую дичь: бекаса, дупеля, кулика или перепела. Принцип обучения тождествен обучению подаче поноски.
Манера подачи, т. е. как и за какое место собака должна брать дичь, обычно определяется самой собакой: она берет так, как ей удобнее. Мелкую дичь собака обычно берет поперек тушки, а крупную (например, тетерева или утку) - за крыло. Важно, чтобы собака не мяла дичь, а это зависит главным образом от индивидуальных врожденных свойств собаки. Собак, у которых наблюдается так называемая "мертвая хватка", лучше не заставлять подавать дичь. Отучить собаку от мертвой хватки крайне сложно. А прибегать к различного рода ухищрениям (например, смягчать прикус путем искусственной поноски, вызывающей при сильной хватке уколы) нецелесообразно, так как они могут привить собаке боязнь поноски и навсегда отучить ее от какой бы то ни было подачи.
На некоторых собак очень плохо действует ощущение во рту перьев, и они всячески стараются освободиться от неприятной поноски. Можно применить такой прием: тушку птицы обертывают тряпкой, слегка закрепляя ее ниткой. После нескольких занятий с такой тушкой, когда собака освоится с незнакомым для нее с ощущением во рту, можно будет проводить занятия и без тряпки.
Не следует думать, что собака, хорошо обученная подаче различных предметов, будет сразу правильно держать, нести и подавать дичь. У нее наверняка возникнут некоторые осложнения. Например, для того чтобы держать во рту птицу, ей приходится довольно широко раскрывать рот. Поднять птицу с земли и схватить ее за наиболее удобное место гораздо сложнее, чем взять какой бы то ни было твердый предмет. Поэтому требуется применять много поощрений и запастись терпением на случай первых неудач. И всегда следует помнить, что если вне охотничьей обстановки собака вполне усвоила приемы подачи птицы, то это еще не значит, что она будет так хорошо подавать убитую птицу и на охоте.
На первых порах заставляют собаку на охоте подавать не больше как один-два раза и только мелкую дичь; в случае ее ослушания спокойно применяют приемы домашней дрессировки. Особое внимание обращают на то, чтобы после удачного выстрела собака не бросалась самостоятельно (т. е. без приказания) подавать убитую дичь. В последнем случае необходимо строгим приказанием лежать уложить собаку. Затем взять ее на поводок, вернуть к месту последней стойки, все время одергивая поводком и приговаривая "назад, назад". После этого следует уложить ее на месте, пойти и взять руками стреляную дичь. При следующей работе собаки нужно быть наготове, имея в руках поводок или бечевку, прикрепленную к ошейнику. Если после выстрела и падения птицы собака попытается броситься за ней, надо одернуть ее за поводок и, произнеся приказание "лежать", уложить. Такой прием предостережет собаку от дальнейших нарушений правильной стойки и учит подавать птицу только по приказанию.
В дальнейшем, когда собака уже достаточно твердо усвоит порядок подачи дичи на сухом месте, можно приступить к занятиям по подаче дичи из воды. К этому времени необходимо добиться, чтобы собака охотно шла в вожу и подавала брошенную туда поноску.
Занятия следует начинать с подачи кулика, бекаса, дупеля. Бросив убитую дичь недалеко от берега на сравнительно мелкое место, приказанием "подай" заставляют собаку принести птицу. Может случиться, что собака упорно не пожелает пойти в воду и подать птицу или, доплыв до нее, не возьмет ее и возвратится обратно.
В этом случае нужно взять птицу из воды, положить ее где-либо в траве на берегу, проделать с собакой упражнения по подаче дичи, после чего снова заставить ее подать дичь из воды. Если собака снова не выполнит приказания, что случается чрезвычайно редко, то следует положить дичь в воду в мелком месте, где свободно можно пройти, подозвать собаку и, наклонив рекой ее морду, строгим приказным "возьми" заставить взять дичь. В случае неповиновения надо рукой разжать ей рот, вложить в него дичь, и, сделав приказание "держи", быстро выйти на берег. Затем ласково подозвать к себе собаку, повторяя при этом приказание "подай". Когда собака подаст дичь, надо ее огладить и дать ей лакомство. Наказания при таких занятиях могут сильно повредить и навсегда отучить собаку от подачи дичи из воды.
Последним и наиболее сложным уроком является обучение собаки подавать убитую дичь, упавшую на противоположный берег.
Проводят его так. Выбирают какой-либо ручей или мелкое место в речке, где можно пройти вброд. Дрессировщик переходит вместе с собакой на другой берег, кладет убитую дичь неподалеку от воды, отдает собаке приказание подать дичь и одновременно с этим быстро возвращается (вброд или по какому-либо переходу) на прежний берег, подзывая к себе собаку, говоря "подай".
Если предшествовавшие уроки собакой были усвоены, то она послушно перейдет или переплывет водоем и подаст дичь. Если же почему-либо она, подойдя к берегу, бросит дичь и явится без нее, следует сейчас же вернуться с собакой к тому месту, где брошена дичь, и заставить ее, строго повторяя "держи", следовать за собой через реку.
Хорошо иметь лодку, при наличии которой можно быстро отплыть на противоположный берег, внимательно следя за собакой и повторяя приказание "держи". Не следует сразу же, как только собака достигнет берега, брать у нее дичь, иначе она привыкнет бросать ее, едва доплыв до берега. Надо быстро отойти от берега на десять-пятнадцать шагов, ласково подозвать к себе собаку и при подходе ее дать приказание сядь и через 1 - 2 мин со словом "дай" взять у нее птицу и ласк погладить.
После того как собака усвоит это упражнение, можно уложить ее и, дав ей понюхать имеющуюся в руках дичь, бросить эту дичь на противоположный берег речки или ручья и следить за тем, чтобы собака без приказания ни в коем случае не бросалась подавать дичь. В случае даже малейшего ее движения следует строго отдать приказание лежать и продержать ее в таком положении 1 - 2 мин. Такое сдерживание собаки принесет пользу: она не будет без приказания бросаться за убитой дичью; кроме того, это сдерживание несколько разгорячит собаку, и она, услышав приказание "подай", охотнее выполнит его.
Если в будущем собака на охоте не выкажет того послушания, какое было во время занятий с ней, то придется временно прекратить охоту и уделить полчаса времени на повторение занятий по подаче дичи. Иначе можно постепенно так избаловать собаку, что даже опытный егерь не сумеет ее исправить.
Исправление недостатков в работе легавой. Даже у первоклассных полевых собак нередко можно подметить те или иные недостатки в работе. Некоторые недостатки, например слабое чутье, вялый ход, быстрая утомляемость на охоте, не поддаются исправлению. Вместе с тем имеется ряд дефектов, приобретенных собаками вследствие плохой натаски и неумелого обращения с ними на охоте. Исправление этих дефектов во многом зависит от опыта охотника и от того, как давно и в какой степени они укоренились в собаке.
Как правило, дрессировке и натаске следует уделить отдельное от охоты время, чтобы все внимание сосредоточить но работе собаки. Прежде всего необходимо проверить дисциплинированность собаки, ее позывистость на свисток и четкость выполнения приказания.
Большим дефектом легавой собаки считается ее неспокойное поведение после взлета птицы и выстрела. Этот дефект развивается постепенно и является следствием проявления страсти у собаки. В самом начале, когда собака при взлете птицы чуть подвигается со стойки, охотник, увлеченный стрельбой, часто совершенно не замечает этого недопустимого поведения собаки и сразу не принимает решительных мер.
При последующих выходах и поле собака начинает делать броски все дальше и дальше и, наконец стремительно несется за улетающей птицей. Избавить собаку от этого недостатка нелегко. Но все же если во всем остальном она достаточно дисциплинирована, то при систематических упорных занятиях можно добиться положительных результатов. Работать с такой собакой следует только на открытых местах, где можно за ней постоянно наблюдать.
Ружье при первых выходах на болото брать не следует, так как охотник ставит перед собой задачу - добиться от собаки спокойного поведения после взлета птицы. Затем же, когда это будет достигнуто, можно уже приступить к последующим занятиям с ружьем.
Пускают собаку в поиск обязательно с привязанной к ошейнику бечевкой 3 - 4 м длиной. Некоторое время рекомендуется пройти с собакой по тем местам, где дичи нет, для того, чтобы проверить ее общее послушание.
Когда же собака прихватила и идет еще на потяжке, необходимо сейчас же подойти к ней и, взяв за бечевку, продвигаться за ней до момента ее стойки. Простояв минуты две, охотник приказывает собаке идти вперед и поднять со стойки птицу. При взлете птицы охотник приказывает собаке лечь. Чем больше рвения будет выказывать собака при подъеме птицы, тем сильнее следует ее одергивать.
С каждым последующим выходом порыв собаки будет ослабевать, и постепенно она приучится вести себя спокойно. Вот тогда-то и можно перейти к занятиям, имея при себе ружье. Эти занятия удобнее проводить вдвоем, чтобы один из охотников стрелял по правильно сработанной собакой птице, а другой в это время, держа на всякий случай собаку за бечеву, следил бы за ее поведением.
Следующий существенный дефект собаки - это боязнь выстрела. Этот дефект иногда бывает обусловлен очень робким характером собаки и ее излишней нервозностью, но в большинстве случаев он является следствием слишком жестокого обращения со щенком в раннем возрасте.
Собака с резко выраженной боязнью выстрела ведет себя на стойке так: при приближении охотника с ружьем она тотчас же бросает стойку и отбегает в сторону, а иногда даже уходит домой.
Обращаться с такой собакой нужно особенно мягко, какое бы то ни было наказание должно быть совершенно исключено.
Приступая к исправлению этого недостатка, охотнику рекомендуется ходить в поле без ружья и прежде всего добиваться чтобы собака, сделав стойку, не покидала ее при приближении охотника. Если с течением времени собака во время стойки не станет проявлять беспокойства, нужно с большой осторожностью проверить ее отношение к выстрелу. Во время стойки собаку следует на всякий случай держать на поводке. При этом, конечно, желательна помощь второго охотника, который, находясь шагах в пятидесяти от собаки, стреляет одновременно с подъемом птицы.
При выстреле, незаметно придерживая собаку за поводок, следует приказать ей лечь; если при этом она не выкажет волнения, надо дать ей возможность спокойно пролежать несколько минут. Если же после выстрела она сделает движение в сторону или проявит попытку бежать, то, удержав осторожно за поводок, ее надо уложить и, ласково поглаживая, успокоить. По мере того как собака начнет все спокойнее и спокойнее относиться к звуку выстрела, расстояние между нею и вторым охотником можно постепенно сокращать.
Встречаются, однако, и такие собаки, которые, несмотря на самый осторожный подход к ним, все же не поддаются исправлению. В этом случае рекомендуется как последнее средство разжечь страсть собаки к дичи настолько, чтобы она забывала о выстреле. При этом, конечно, придется поступиться твердостью стойки и спокойным поведением собаки после взлета птицы. Во время охоты по быстро бегущей болотной птице (курочке или коростелю) большинство собак начинает горячиться, а при подъеме птицы на крыло все свое внимание устремляется на дичь, поэтому выстрел остается незамеченным.
Особенно благоприятно подействует на собаку убитая при этом выстреле птица, которую следует дать собаке понюхать.
Из других, но уже менее существенных недостатков можно указать на неправильную подводку: излишне задержанную, тугую или же слишком быструю, а у некоторых собак, даже порывистую. Как порывистая, так и тугая подводка мешает успеху охоты. При тугой подводке бегущая птица (фазан, куропатка) успевает уйти на большое расстояние, и собаке потребуется много времени для ее розысков. Тугая подводка в большинстве случаев слабо поддается исправлению. Собак с тугой подводкой следует не задерживать на стойке; наоборот, их нужно энергично посылать вперед. Для некоторых собак полезно поработать в местах, изобилующих быстро бегущей болотной птицей. Также полезно позволить собаке работать по бегущему подранку, который горячит собаку. При такого рода работах собака, даже с очень тугой подводкой, начинает горячиться и быстрее подводить.
Злоупотреблять, однако, этим нельзя, так как, исправив один недостаток, можно привить другой - нетвердость при стойке, а иногда и ее срыв. Чрезмерно быстрая подводка при охоте в частых и труднопроходимых зарослях не позволяет охотнику быстро следовать за собакой, и дичь может сняться вне его поля зрения.
Исправления излишне быстрой, порывистой подводки можно достигнуть путем сдерживания собаки во время подводки при помощи привязанного к ошейнику поводка, а в случае порывов собаки вперед одергивать ее, при этом приговаривая "тише, тише". Если собака, несмотря на эти меры, горячится и порывается вперед нужно ее уложить, успокоить, а затем послать вперед придерживая бечевкой и умеряя ее ход.
Постепенно можно достигнуть того, что собака будет подводить не торопясь, достаточно плавно, без каких-либо бросков, что, собственно говоря, и требуется на охоте.
Обучение легавой собаки делать "доклад"*. Прежде чем описать работу легавой собаки, которая в пересеченной густыми зарослями местности делает "доклад", необходимо вкратце указать на то, как у собаки развить это столь ценное качество. В лесу и в различного рода мелких частых зарослях легавая собака с широким поиском, работающая с докладом, гораздо быстрее находит дичь и сберегает силы охотника, который тем временем отдыхает на каком-нибудь пенечке или упавшем дереве в ожидании своего четвероногого помощника.
Какими же наиболее простыми и доступными приемами можно обучить собаку делать извещение о найденной дичи?
Прежде всего, еще занимаясь с щенком, необходимо приучить его не брать пищу без разрешения. Для этого, взяв щенка на поводок, подводят его к чашке с едой и со словами "нельзя" выдерживают вначале очень короткое время (1 - 2 мин) а затем, все удлиняя это время, доводят его до 3 - 5 мин. Затем со словом возьми разрешают щенку взяться за столь соблазнительную для него еду.
Когда это приказание щенок будет выполнять спокойно, дожидаясь разрешения словом "возьми", его следует освободить от поводка, но следить за тем, чтобы он без разрешения не прикасался к еде. Когда этот первый урок будет выполняться безукоризненно, щенка следует пускать в комнату, где стоит миска с едой, уже без поводка. Щенок должен, подбежав к еде, не трогать ее, а ждать разрешения. Если же он по горячности не выполнит этого, а примется с жадностью есть, то необходимо сейчас же, пристегнув поводок, сделать ему внушение словом "нельзя" и снова увести в другую комнату. Затем впустить в комнату на длинной бечевке, и, не доходя одного шага до еды, после команды "нельзя" одернуть, и, приговаривая "нельзя, нельзя", продержать несколько минут перед едой. Потом спустить щенка с поводка со словом возьми и разрешить ему взять приготовленный корм.
Переход от одного урока к другому следует делать только тогда, когда предыдущий урок выполняется щенком безукоризненно. Следующий урок должен состоять в том, чтобы около щенка, стоящего перед пищей, никого не было. В этом случае щенок начнет оглядываться и, повизгивая, ждать, когда подойдет его воспитатель и разрешит ему взять корм. Эти занятия надо вести так, чтобы щенок, подойдя к корму и не видя около себя своего владельца, сейчас же бросался бы отыскивать его и своими нетерпеливыми движениями и повизгиваниями знал бы подойти к корму и разрешить его есть.
Затем следует перейти со щенком на работу во двор или какой-нибудь садик и там повторять этот последний урок сначала на открытом месте, а затем спрятавшись где-нибудь за забором или за деревьями. При этом надо добиться того, чтобы щенок, как и в комнатах, не видя около себя своего воспитателя, бросался бы отыскивать его и звать, чтобы получить разрешение съесть корм.
В одно из следующих занятий если уже щенок научился не брать корм без разрешения, задачу можно усложнить. Дайте кому-либо подержать щенка на поводке, а сами отойдите на небольшое расстояние (шагов на двадцать-тридцать), спрячьте какой-нибудь лакомый кусочек. Вернувшись к щенку и спустив его со сворки со словами "ищи, ищи", заставьте его искать спрятанное лакомство. Достаточно понятливый щенок сейчас же бросится по вашему следу и, найдя вкусное лакомство, остановится перед ним. Продержав его как бы на стойке 1 - 2 мин, нужно разрешить ему взять и съесть лакомство.
После того как это упражнение будет проделываться безукоризненно, следует, пустив щенка отыскивать спрятанное лакомство, остаться на месте и ждать, пока он, найдя кусочек, не явится звать вас за собой. Если же щенок, найдя спрятанное лакомство, не удержится и без разрешения съест, нужно указать на его ошибку. В этом случае так же, как и при обучении в комнатах, следует спрятать кусочек сахара или сухаря, затем взять щенка на длинную (метров десять-пятнадцать) бечевку и пойти с ним в известном направлении, приговаривая "ищи, ищи". При подходе к лакомству, когда уже запах сухаря или сахара будет причуян щенком, следует продержать питомца на этом месте несколько минут, а затем со словом "возьми" разрешить решить взять лакомство. Разумеется, щенка нужно погладить и приласкать за выполнение данного ему приказания.
Такие упражнения следует проделывать систематически, каждый день, но не более пяти-шести раз за выход. Полезно также, чтобы щенок отыскивал, а затем подавал всякого рода легкие и удобные для него мягкие предметы, например перчатку, крыло какой-нибудь птицы, а затем и самое птицу. При этом необходимо следить, чтобы, взяв в зубы, щенок не мял подаваемый им предмет.
Следует не забывать, что уроки по подготовке щенка к рапорту (извещению, докладу) должны проводиться в тесном контакте со всеми другими уроками, а затем, когда наступит время - и с занятиями по натаске.
Время, когда следует с собакой начать занятия по выработке у нее доклада, установить заранее нельзя. Все зависит от ее характера, темперамента, послушания и податливости в натаске а главное, от того, насколько во время работы она находится в контакте со своим воспитателем и безукоризненно выполняем его указания.
Как уже сказано, в первое поле, за редким исключением, не нужно позволять собаке ходить в лес и показывать ей лесную дичь. Когда же наступит время дать собаке практику в лесу, тогда и следует заняться с ней по выработке доклада. Если собака непослушна, не приходит на призыв свистком, а имеет склонность бросаться со стойки и гнать дичь, то с ней нет смысла и начинать указанные занятия: благоприятных результатов они все равно не дадут.
Очень существенно, чтобы для выработки доклада собака работала в мелколесье, с густой травой, где непуганые выводки могли бы крепко затаиваться и подниматься из-под стойки собаки поодиночке.
Итак, собака работает в лесу, обыскивая участки направо и налево, особенно старательно проверяя низинки и частые места, где могли затаиться выводки. Спустя короткое время собака, прихватив запах дичи и как бы преобразившись, подняла голову и, вытянувшись, начала жадно ловить чутьем воздух и вдруг крепко замерла на стойке. Дав собаке минуту-другую постоять и тем укрепить стойку, не показываясь, позовите ее свистком к себе. Если же, прикованная волшебным запахом, она все же будет стоять на месте, дайте ей еще несколько раз настойчивый свисток. Знакомый, столь повелительный тон сигнала выведет собаку из оцепенения и заставит ее, несколько попятившись назад, чтобы не спугнуть птицу, пуститься легким галопом искать место, откуда был дан свисток. При подходе собаки необходимо ее приласкать и дать ей указание рукой идти в том направлении, откуда она только что явилась.
Правильный поиск в этом случае больше не нужен, и собака бросится вперед по прямой, встанет на стойку и оглянется, чтобы проверить, тут ли вы.
Пошлите собаку поднять птицу, Если поднимается старка, которую стрелять нельзя немедленно уложите собаку и дайте ей успокоиться после столь приятной для нее работы. Если же поднялся тетеревенок, то застрелите его, затем уложите собаку, возьмите дичь и дайте ее обнюхать собака, чтобы она поняла цель охоты. После этого, пустив собаку в поиск, возьмите еще одного-двух тетеревят, каждый раз отзывая собаку со стойки и таким образом развивая у нее способность к "докладу".
Может быть и такой случай, когда собака, увлеченная манящим запахом дичи, несмотря на призывные свистки, будет не только стоять, но и двинется вперед Видя такое увлечение собаки, следует сейчас же подойти к ней и, взяв на поводок, отвести ее примерно на сотню шагов назад. Затем, так же как и в первом случае нужно показать ей рукой направление и пустить в поиск; когда птица будет взята, собаку надо поощрить.
Темпераменты у собак, а с ними и наклонности к тем или иным действиям при работе по птице могут быть разные Сообразно с этим и приемы по развитию у собак доклада тоже будут разные, и натасчик должен все это учитывать, чтобы добиться благоприятных результатов.
Вот, наконец охотник со своей собакой в лесу. Пройдя в высоком сосновом бору километра два, он видит, что характер леса изменился: пошли большие частые сечи, по закрайкам которых небольшие полянки, а местами попадаются сыроватые низины, заросшие травой.
Выбрав на одном из сухих бугорков удобное местечко, охотник жестом вытянутой руки и словом ищи посылает собаку на поиски дичи, а сам садится и ждет. Ждать приходится недолго; не проходит и получаса, как на легком галопе появляется ваш пес. Радостно повиливая хвостом, с озабоченными глазами он поворачивается обратно и тем же следом, откуда только что пришел, ведет вас, то и дело оборачиваясь, чтобы проверить, следуете ли вы за ним.
Пройдя густой чащей ельника, а затем березовой рощей с осиновым подлеском, собака сбавляет ход и, наконец останавливается в мелком кустарнике с высоким частым папоротником.
Посланная вперед она после нескольких шагов подводки поднимает взлетающую с клохтаньем старку, а затем трех уже по черному перу тетеревят, из которых один становится вашим трофеем. Снова посланная вперед собака срабатывает еще по двум крупным тетеревам, из которых еще один попадает к вам в сетку.
Сев на траву и закурив, вы примерно час ждете, пока тетерева станут собираться и дадут свежий след.
Что может быть восхитительней такой работы собаки с докладом!
Преимущества собак, способных делать доклад, велики. Такие собаки могут работать на очень широком поиске и, следовательно, находить быстрее и больше дичи. Вся работа собаки становится более содержательной, и у охотника не появляется беспокойства, что она может спугнуть дичь. Это качество каждой легавой собаки исключительно высоко и требует всемерного его развития.
Парная работа легавых собак. Под парной работой разумеется не просто одновременная работа двух, хотя бы и очень хорошо поставленных в поле собак.
При работе парой обе собаки должны иметь один и гот же по быстроте ход и обладать примерно одинаковым чутьем. Кроме того, они должны иметь крепкую стойку и равномерную подводку, быть близкими по темпераменту, дружными между собой и весьма дисциплинированными.
Только при наличии таких данных работу собак можно назвать парной и способной доставить охотнику высшее спортивное наслаждение.
Как правило, готовить собак, подходящих по своим качествам для работы в паре, следует не ранее второго поля. Это необходимо уже и поэтому, что определить точно все перечисленные свойства у первопольной собаки не представляется возможным. Ведь бывали случаи, что натаскивались две в высшей степени интересные по своим полевым качествам собаки, но по окончании натаски выяснялось, что для совместной работы в паре они совершенно не подходят.
В этом отношении некоторую параллель можно провести из работы гончих, где хорошим смычком считается не просто работа двух хороших собак, действующих в одиночку, а таких, которые равны по своим полевым качествам и, главное, по ногам. Такая пара собак идет за зверем сомкнутым гоном, не отставая одна от другой даже на незначительную дистанцию.
При парной работе легавых следует заставлять каждую собаку искать самостоятельно, чтобы инициатива в нахождении дичи принадлежал каждой из них в отдельности.
Для первоначальной парной работы необходимо выбирать открытые места. Перед тем как пустить собак, следует уложить их против ветра так, чтобы они смотрели в противоположные стороны, и одновременно указанием руки пустить их в поиск - одну вправо от себя, другую влево. Поиск их должен быть, как и при работе одиночной собаки, "челноком", т. е. на параллелях, перпендикулярно линии движения охотника.
При одинаковой скорости движения собаки будут встречаться как раз против линии хода охотника и, пересекая свои параллели, захватывать все новые места, не мешая одна другой. В случае если одна из собак изменит направление своего хода и пойдет в сторону поиска другой, следует поднятием руки ее уложить, а затем вновь пустить, дав ей указание к правильной работе.
При посылке со стойки необходимо следить, чтобы ни одна из них не отрывалась от другой и не попыталась бы в одиночку подать птицу. В случае если собака не унимается, а забегает вперед своей напарницы, то ее надо пристегнуть за ошейник и легко одернуть, сказав "тише, тише". Иногда полезно на минуту или две уложить ее, а затем снова послать вперед. Особенно внимательно нужно следить за моментом взлета птицы, когда обе собаки должны лечь или же неподвижно стоять на месте. В случае же нарушения одной из них этого правила следует сейчас же одернуть ее бечевкой на месте первоначальной стойки и наказать: стегнуть ременным поводком, приговаривая "лечь". Чтобы в будущем не повторялись подобные случаи, собаки после каждого взлета птицы и выстрела обязательно должны ложиться.
Подражание работе другой собаки.* Почти у каждой собаки есть врожденное свойство подражать (секундировать). Она обычно встает как бы на стойке при виде другой, работающей с ней собаки, которая остановилась по дичи. Тем не менее многие собаки, увидев другую на стойке, сначала приостанавливаются, а затем тянут к ней. Разумеется, этим они могут помешать ей в работе и даже столкнуть птицу, по которой она работала. Такую собаку для правильной секундировки следует остановить или даже уложить, приказав ей не сходить с места до тех пор, пока дичь не снимется и не будет отстреляна.
Собак, которые не проявляют признаков секундировки (что бывает очень редко), можно приучить к этому. Во время работы двух собак одну из них укладывают незаметно от другой, а затем подзывают другую. И когда та обратит внимание на лежащую партнершу, то ей приказывают лечь. Так постеп