Гипсовая формовка глиняной фигуры животного
Продолжение формовки заключается в нанесении еще одного густого слоя гипса, покрывающего всю раковину и особенно ее арматуру. На этом формовка заканчивается.
Рис. 69. Получение слепка из пластмассы. А - проклейка формы (первый слой); и проклейка материалом на клее (второй слой); В - установка шпангоутов; Г - установка арматуры конечности.
Когда гипс хорошо затвердеет, удаляют металлические пластинки, что открывает усенку по всей ее длине. На усенке через каждые 10-12 см проворачивают в гипсе полукруглые углубления (лучше это делать лопаткой), которые затем будут служить для соединения кусков формы между собой. Они представляют как бы одну половину соединительного "замка". Вторая половина "замка" получится в виде полукруглых выпуклостей при формовке остальных кусков гипсовой формы. Перед нанесением гипса другого куска усенку хорошо промазывают жировой смазкой. Затем в том же порядке формуют вторую раковину и на ней также обрабатывают усенку, подготавливая ее к формовке внутренних отделов ног. Внутренние куски (раковины) формуют без арматуры. Гипс здесь укладывают более толстым слоем. На этом формовка глиняной фигуры заканчивается.
Разборка кусков начинается с того, что соединительный шов между раковинами расчищают ножом и вбивают в него шпатель или металлическую лопатку и обильно поливают щель водой, стараясь, чтобы она проникла к глине. Если с помощью шпателя не удается расшатать раковины, усенку вновь хорошо расчищают и в щель, образованную шпателем, вбивают клин. Клинья устанавливают в щель продольного шва на спине и слегка забивают. Вколачивать их следует не сильно и не глубоко, не более 3-4 см. Таким путем вбивают до 10 клиньев в щель вокруг большой раковины: 4-6 - по хребту, 1 - в промежность, 1 - в грудь. Щель между раковинами при этом должна разойтись. Заливая в нее воду и глубже забивая клинья, слегка раскачивают куски, в результате чего щель между кусками расширяется и одна из раковин начинает отходить. После этого клинья вбивают еще глубже и раковину отваливают на подставленные козлы.
Когда первая раковина будет снята, немедленно снимают другую, следя за тем, чтобы фигура не упала, так как у нее будет нарушен центр тяжести. Вторая раковина отделяется от глины гораздо легче и проще - достаточно взяться руками за ее борта и слегка покачать, потянуть раковину на себя, как она свободно сойдет с глины. Затем снимают один за другим оставшиеся на фигуре внутренние куски формы.
По формовочной поверхности очень часто обнаруживаются дыры, не залитые участки, возникают отверстия и углубления. Главная причина таких дефектов - неровный и неумелый наброс гипса, образование в его первом, тонком слое пустот и воздушных пузырей. Все дефекты подобного рода требуют обязательной и тщательной заделки, их смачивают водой, а затем с помощью шпателя заделывают жидким гипсом или затирают глиной, пластилином. После реставрации форму хорошо отмывают от крошек глины и кусочков гипса. Гипсовая формовка глиняной фигуры животногоСкульптурный метод изготовления чучел животныхИзготовление манекенаЛепка животных для макетаИзготовление чучел четвероногих животных среднего размера (лисица, барсук, косуля), препарированных пластомХиpуpгические опеpации"О внесении изменений в перечень объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" Глиняная фигураНатурный план Расстановка фигур животных в макете и нахождение центра композиции |