Музейные витрины
Рис. 1. (продолжение). Е - витрина для диорамы прямая; Ж - расположение пола и подрамника для живописи в витрине; 3 - трапециевидная витрина; И - округлая.
Глубина витрины - чрезвычайно важный фактор для создания композиции с дальней перспективой. Это та величина, которая позволяет правильно создать в композиции нужную перспективу и дать правильное расположение переднего натурного плана. Для диорам со смотровым окном шириной в 3 м глубина центра в витрине тоже должна быть не менее 3 м. В диорамах более крупного масштаба, передающих в перспективе равнинный пейзаж (степь, болото, луг и т.д.), глубина диорамы должна быть также не менее 3 м. Чем глубже витрина диорамы, тем легче в ней создать иллюзию бесконечности в перспективе пейзажа и связать передний натурный план с его иллюзорным продолжением на холсте.
Наиболее удачно следующее соотношение внутренних размеров диорамы с открытым пейзажем: длина витрины - не менее 5 м, глубина - 4-5 м, высота витрины - около 4 м и, что очень важно, смотровое окно - не менее 4 м в длину и 2.5-3 м в высоту. В диорамах с недостаточной глубиной (до 1 м) композиция не будет удачной. Планируя естественную диораму в музее, необходимо иметь возможность создать глубину витрины не менее 3-5 м. Пол в диораме должен возвышаться над полом помещения музея не менее чем на 50-60 см. Это позволяет лучше просматривать композицию (на уровне глаз).
Рис. 1. (продолжение). К - расположение в музейном зале диорам и биологических групп; Л - разборная витрина для биологической группы; М - диорама, расположенная в два этажа.
Угол наклона пола диорамы чрезвычайно важен, так как позволяет увеличить перспективу за счет поднятия линии горизонта на фоновом пейзаже. В результате зритель будет лучше просматривать диораму.
При указанных выше размерах витрины диорамы наиболее высокая часть пола у задней стены витрины не должна быть приподнята выше 15-30 см над полом витрины у передней стенки, т.е. не более чем на 75-90 см от пола здания.
Смотровое окно в диораме должно быть достаточно большим, чтобы хорошо просматривалась вся экспозиция. Особенно обширного обзора требуют диорамы степные, луговые, болотные, морские и островные. Сам просмотр местности требует и в музейных условиях широты и панорамности обзора. Лесные и горные композиции требуют менее широкого сектора обзора. В таких диорамах обзор ограничивается боковой бутафорией - скалами, деревьями. Музейные витрины |