Секционная мотолодка Автобот
Чем примечательны эти цифры? Прежде всего тем, что они практически совпадают со скоростями большинства жестких мотолодок среднего 4-метрового класса, рассчитанных на значительно более мощные 'Нептуны', 'Вихри' и 'Приветы'.
Другими словами, 'Автобот' под 12-сильным 'Ветерком' развивает примерно те же скорости, но при заметном снижении расхода горючего. Если поработать над подбором оптимального винта и доводкой мотора, то скоростные, а значит, и экономические возможности сочетания 'Автобот' - 'Ветерок-12' могут быть еще увеличены. Это можно считать одним из главных достоинств испытываемой лодки.
Конструкторы выбрали остроскулые обводы с постоянным углом килеватости (12,5?) на двух третях длины лодки. Носовые обводы имеют больший угол килеватости, но сделаны достаточно полными для улучшения всхожести на волну. В плане 'Автобот' имеет наиболее выгодную для маленьких лодок, приближающуюся к прямоугольной форму.
Принято считать, что для глиссирующих мотолодок удельная нагрузка (отношение полного водоизмещения к используемой мощности) обычно равна 20 кг/л. с. Приблизительно такие же значения имеют показатели 'Воронежа', 'Южанки-2', 'Оби-М'; у более удачных корпусов, таких как 'Казанка-5', 'Прогресс-4', они находятся в пределах 26 кг/л. с. У 'Автобота' удельная нагрузка еще выше - 27 кг/л.с.
При выходе на глиссирование лодка скользит на относительно узком (1110 мм) и коротком (протяженностью около 1/5 длины корпуса) кормовом участке с оптимальным углом дифферента даже тогда, когда два человека сидят на заднем сиденье.
При старте с места 'Автобот' не 'проваливается' кормой и не задирает нос кверху, как большинство маленьких мотолодок; водителю не приходится непременно передвигаться в нос для облегчения выхода на глиссирование. Слом борта, имеющийся на всей длине корпуса, играет роль как бы второй скулы; он служит своеобразным стартовым устройством в первые секунды движения, помогает при плавании с нагрузкой. Это также одно из положительных качеств 'Автобота'
Несколько слов об установке мотора. Стандартную высоту 380 мм, как мы убедились на собственном опыте, стоит увеличить на 60-70 мм (При всём уважении к К.Константинову позволю себе не согласиться с ним. По своему опыту могу сказать, что оптимальная высота транца для "Ветерка" равна 410 ~ 420 мм - прим. автора сайта). Килеватые обводы днища при этом обеспечивают нормальную работу винта и надежное охлаждение на всех режимах движения. В то же время 'приподнятый' мотор благодаря уменьшению диффсрентующе-го момента при старте облегчит выход на глиссирование; несколько возрастет и скорость за счет снижения сопротивления подводной части мотора. Меньше опасность того, что мотор зальет волной с кормы, да и общая безопасность лодки с большей высотой транца бесспорно, возрастает.
На протяжении всех лет участия 'Автобота' в соревнованиях на приз журнала калининградские водномоторники этим приемом пользовались постоянно. И еще один довод в пользу увеличения высоты транца. При существующей его высоте румпель мотора при поворотах задевает за внутреннюю стенку рецесса, управлять лодкой неудобно. Секционная мотолодка АвтоботМотолодка "Днепр"Мотолодка "Крым"Мотолодка "Казанка-5"Мотолодка "Ока-4"Мотолодка "Афалина"Мотолодка "Крым-3" Мотолодка "Гамма"Мотолодка "Воронеж"Мотолодка "Ладога" |