О прожорливых лошадях
Естественно, потребность в выпуске водоизмещающих ботов существенно меньше, но и она есть сегодня, и со временем будет ощущаться все больше. Однако промышленного выпуска подобных судов у нас практически нет. Те суда, которые строят или строили бытпромкомбинаты из дерева (в Азове, Архангельске, Новой Ладоге, Рыбинске) или из стали ( в Щепицино, Саратове), представляют в масштабах страны - каплю в море. А значительная часть судов самостоятельной постройки, в том числе - переделанных из старых судовых шлюпок, не отвечает современным требованиям и нормам безопасности.
Думается, что выпуск водоизмещающих судов наряду с глиссирующими (разумеется, в соответствующей пропорции; по мнению автора, в первом приближении,- где-то один к двадцати) - важная задача ближайшего будущего. Даже в таких странах, как Италия, где скоростные суда наиболее отвечают темпераменту населения, условиям отдыха на воде и традициям мелкого судостроения, на рынок поставляется и необходимое количество "неторопливых" судов, таких, например, как мини-траулер "Мурена".
Еще более распространены мореходные водоизмещающие суда у наших соседей - в странах Скандинавии. Характерный тип такого судна - каютный мотобот с вельботной кормой, имеющий в корме открытый кокпит, с двигателем 6-18л.с. развивающий скорость 6-8уз. У нас есть хорошие отечественные проекты деревянных судов подобного типа. Освоение их выпуска в промышленных масштабах и в материале, более долговечном и более технологичном, чем дерево, представляется делом перспективным.
Какой-то опыт в этом направлении накоплен. В сборнике в свое время сообщалось о серийном выпуске рядом предприятий МРФ стальной 8-метровой "Волжанки" или Азовской верфью - стального варианта 7,7-метровой "Азовчанки" с одним и тем же двигателем "СМ-557Л". Наконец, интересная работа по созданию пластмассового водоизмещающего туристского судна проводилась в НПО "Ритм". Речь идет о водоизмещающем каютном 5-метровом 4-местном катере "Лада".
При установке того же "СМ-557 Л" скорость "Лады" составляла 10-12 км/ч. Известно, что в дальнейшем проект катера был улучшен по результатам испытаний опытных образцов, однако в серию он так и не пошел. Основная проблема неторопливого флота - это проблема маломощного экономичного и надежного стационарного двигателя - четырехтактного карбюраторного или дизеля.
Отсутствие серийного стационарного двигателя (единственный имевшийся у пас двигатель "СМ-557Л" несколько лет назад снят с производства) - основная причина того, что неторопливые лодки не строятся нашими заводами и не проектируются нашими конструкторами-профессионалами. На сегодня мы можем говорить об установке на тяжелых и тихоходных водоизмещающих судах только подвесных моторов "Ветерок-8" и "Ветерок-12". Pассчитанных, однако, на использование совсем в других условиях - на самых легких глиссирующих мотолодках.
Впрочем, когда-то выпускались "Ветерки" в грузовом исполнении (с измененным передаточным отношением редуктора и гребным винтом 150х192 вместо 202х190) и с удлиненным дейдвудом (на высоту транца 510мм вместо обычных 380мм). Их с производства сняли за... отсутствием подходящих серийных судов. О прожорливых лошадяхОхота на марала и медведя в прибалтийской тайгеОхота на Сибирского козерога в КазахстанеОхота и рыбалка в Ботсване |