О прожорливых лошадях
Конечно, такая большая скорость течения - редкость, но практически течение ощущается едва ли не на всех наших реках, - и при подготовке похода необходимо заранее уточнить его скорость на всех участках пути. Тем, кто собирается путешествовать по рекам со значительными скоростями течения, следует подбирать удлиненные - относительно узкие лодки типа сибирской "Струйки", развивающие скорость 15-18 км/ч с двигателем 6-8л.с. Теперь об экономике. Очевидна экономическая выгода водоизмещающих судов с двигателями малой мощности, если, конечно, фактор времени является второстепенным.
Когда же высокая скорость движения необходима хотя бы потому, что иначе не уложиться в отпускное время, наоборот - соображения экономики отходят на задний план. Большинство глиссирующих моторок на 1 литре топлива способно (см. график) пройти 2-2,5 км; это довольно стабильный показатель!
В наиболее невыгодном положении находятся большие глиссирующие катера с мощными двигателями и суда переходного режима, особенно - такие суда с подвесными моторами. Они проходят на 1 литре топлива не более 1,5-2км пути. Неторопливые водоизмещающие лодки проходят на том же количестве бензина 3,5-6км, т.е. в 2-3 раза большее расстояние. Это значит, что соответственно снизится общая сумма затрат па топливо, да и затраты времени на заправки уменьшатся - заправляться можно будет гораздо реже.
Для ряда районов страны, где возможности пополнения запаса топлива ограничены, все это - очень важные соображения. Разумеется, у водоизмещающих судов есть и недостатки. Сложнее решаются проблемы стоянки, зимнего хранения, спуска на воду и подъема из воды, транспортировки по суше.
Проходимость у них обычно хуже, чем у глиссирующих мотолодок, поскольку осадка значительно больше - около 0,5м. В походах выходного дня высокая скорость часто является необходимостью. Так, чтобы успеть пройти из Ленинграда в Ладогу или из Костромы в Костромское море, где начинается собственно отдых, а затем успеть вернуться, нужно иметь быстроходное судно. Для движения же в зоне отдыха, как и в дальних походах, эта скорость должна быть существенно ниже. За рубежом, например - в США, эта проблема решается применением на судно двух двигателей. Мощный двигатель обеспечивает скоростной переход к месту отдыха.
Для передвижения в зоне отдыха используется уже другой двигатель, имеющий значительно меньшую мощность. Чаще всего это - два разных подвесных мотора. При возрастании, затрат па топливо иногда уже оказывается целесообразным иметь второй мотор для "экономического хода". Благодаря этому возрастает и общая надежность энергетической установки. Перспективны и суда, которые могут совершать переходы как относительно быстроходные катера, а и зоне отдыха превращаются в комфортабельные парусники. Очевидно, эта идея осуществима и в более экономичном судне меньших размерений. Потребность в глиссирующих мотолодках (в том числе каютных) и катерах была, есть и, очевидно, будет. О прожорливых лошадяхОхота на марала и медведя в прибалтийской тайгеОхота на Сибирского козерога в КазахстанеОхота и рыбалка в Ботсване |