О прожорливых лошадях
Меньше и зависимость их от погодных условий. Путешествие для отдыхающих будет приятнее, чем на моторках, но, конечно, сужаются возможности выбора маршрута и главное - за скорость приходится расплачиваться огромным расходом топлива. Примером таких катеров может служить "Турист", но в принципе, подобных самодельных судов гораздо меньше, чем представителей ранее рассмотренного типа. Единственным серийным судном этого класса является выпускавшийся в течение ряда лет Свирской и Соломбальской судоверфями катер-лимузин "ЛМ4-87М" (цена-7200руб.). Это деревянное - с обшивкой из бакфанеры 6-местное судно длиной 7,1м и грузоподъемностью 600кг (полное водоизмещение - 1,75т). При установке 77-сильного двигателя "М53-ФУЛ" скорость с полной нагрузкой - 37км/ч.
Емкость баков - 150л, дальность плавания - 220км. Суда, плавающие в переходном к глиссированию режиме, такие как 5,9-метровый катер "Тюлень" с выпускавшимся в течение многих лет двухтактным 13,5-сильным двигателем "СМ-557Л" (расход топлива 5кг/ч) или 6,6-метровая мотолодка "Морж" с 25-сильным подвесным мотором "Вихрь-М", достаточно комфортабельны и значительно менее чувствительны к перегрузке, чем глиссирующие суда, но скорость их существенно ниже. При водоизмещении 1-1,3т и мощности двигателя 13,5-25л.с. они развивают скорость 15-18км/ч. На суточный переход в 300-350км бензина затрачивается 120-270л.
Чисто водоизмещающие круглоскулые деревянные каютные боты, такие как 7-метровый "Помор" или 6,5-метровая "Эврика" даже с 5-8-сильным двигателем уверенно поддерживают скорость 10-12км/ч при водоизмещении 1-2т. На переход в 200-250км бензина расходуется не более 60-80л. Именно в таких тяжелых и неторопливых судах удачно сочетаются комфорт и мореходность. В их обводах прослеживается вековой народный опыт - черты новгородских ушкуев, поморских карбасов, ладожских сойм и белозерок. Такие суда наиболее подходят для несения вспомогательного парусного вооружения. Далеко ли можно уйти с крейсерской скоростью 10-12км/ч? Гораздо дальше, чем думают многие.
За выходные дни - от утра субботы до вечера воскресенья - можно посетить места, лежащие в доброй сотне километров от дома. А если выйти вечером в пятницу с расчетом вернуться в понедельник под утро, это расстояние будет вдвое больше. За отпуск можно пройти около 2000км, а это уже неплохое путешествие (например, от Ленинграда до Белого моря и обратно).
Правда, когда мощность и скорость туристского судна невелики, приходится брать в расчет течение, которое не более, чем на полпути, может быть попутным. Приводимый график показывает, насколько увеличивается время прохождения маршрута (туда и обратно) в зависимости от того, какую часть скорости судна составляет скорость течения. Можно видеть, например, что для бота со скоростью 10км/ч, совершающего плавание по реке со скоростью течения 7км/ч, общее время путешествия увеличивается вдвое, по сравнению с рассчитанным па полной скорости "на стоячей воде". О прожорливых лошадяхОхота на марала и медведя в прибалтийской тайгеОхота на Сибирского козерога в КазахстанеОхота и рыбалка в Ботсване |