О прожорливых лошадяхСоветы начинающему. О дальних походах, встречном течении и прожорливых лошадях
С каждым годом растет популярность дальних плаваний. Миллионы людей, которые не нуждаются ни в дачах, ни в путевках, отдыхают на воде. Чтобы путешествовать по воде - под мотором, на веслах, под парусами, как минимум, необходимо судно. Суда, как известно, бывают разные. Начинающему капитану, впервые сталкивающемуся с проблемой выбора моторного судна, и адресована эта статья. Наиболее массовый, чаще всего встречающийся на наших водных дорогах тип судна - это металлическая (легкий сплав) глиссирующая мотолодка с подвесным мотором.
Такие моторки встречаются повсюду: от чукотского залива Креста и до Вислинского залива - на всех широтах. Металлические мотолодки выпускаются нашей промышленностью уже лет двадцать, так что общее число находящихся в эксплуатации моторок перевалило за 2.000.000.
Естественно, универсальное прогулочно-туристское судно такого типа - самый доступный для начинающего водномоторника вариант. В продаже имеется одновременно около десяти моделей судов примерно одного класса. О различиях между ними и о принципах выбора такого судна подробно говорилось в статье "Покупаем моторную лодку", напечатанной в N77 (N1 за 1979г.). Теперь поговорим о другом - об учете соображений экономики, как при выборе типа судна и марки мотора, так и при планировании дальних плаваний.
Итак, говоря о серийной универсальной глиссирующей мотолодке как об основном типе судна для дальних плаваний, надо отметить, что при полезной нагрузке до 400-475кг и соответственно полном водоизмещении до 600-700кг они с мотором 22-30л.с. развивают скорость до 30-32км/ч. К несомненным достоинствам этих судов следует отнести относительно малый вес собственно корпуса, возможность откидывания мотора и малую осадку, обеспечивающие высокую проходимость по мелководным рекам. Вытащить такое суденышко на воды, а если надо, то и погрузить на грузовик, - не проблема. Однако есть и минусы. Мореходные качества типичной моторки ограничены скромной высотой борта и остроскулыми - плоскодонными обводами, рассчитанными на глиссирование и предназначенными для плавания по не слишком бурным водоемам.
Ограничена и комфортабельность. Поскольку чаще всего на моторке нет ни крыши, ни коек, ни камбуза, то все. что нужно для приготовления пищи и ночлега на берегу, приходится включать в полезную нагрузку. Наибольшая же часть нагрузки отводится на запас топлива и нa самих путешественников. Понятно, что такие спартанские условия не каждому по плечу, особенно, если речь идет о длительном походе всей семьей. За скорость надо платить. Глиссирующие суда очень чувствительны к превышению нагрузки, а это значит, что в плавание можно будет взять только самое необходимое.
Поскольку идти на предельной скорости более 8-10ч в сутки тяжело, максимальный дневной переход - чисто теоретически - может составить 300-350км при затратах бензина 130-140л. Практически же средняя путевая скорость и соответственно дневной переход всегда будут существенно ниже. Сказываются утомляемость водителя и экипажа, соображения экономии моторесурса двигателя, наконец - неизбежные препятствия и всевозможные случайности. О прожорливых лошадяхОхота на марала и медведя в прибалтийской тайгеОхота на Сибирского козерога в КазахстанеОхота и рыбалка в Ботсване |