Советы по выбору лодочных моторовОтдых на воде, как и водный туризм, далеко не у всех ассоциируется с "шепотом ветра в снастях" и романтикой гребли на длинные дистанции. Пенный след за кормой и волны, быстро бегущие назад под ровный шум мотора - мечта большинства свежеиспеченных владельцев лодок и катеров. Для исполнения этой мечты на первый взгляд требуется не так уж и много - приобрести мотор по средствам и...вперед?! Не совсем так. Чтобы выбрать конкретную модель, потребуется уяснить несколько важных моментов.
Начать следует с изучения паспортных характеристик лодки ли катера.
Первый вопрос, на который следует ответить - допускает ли лодка или катер глиссирование?
Под глиссированием будем понимать режим движения на большой скорости, при котором вода смачивает лишь небольшую часть корпуса лодки. Вес лодки, груза и экипажа в таком случае в наибольшей степени компенсируется подъемной силой, создаваемой этой частью (подробнее см. обзор по лодкам и катерам, публикуемый в этом выпуске каталога). В водоизмещающем режиме значительная часть корпуса погружена в воду и общий вес скомпенсирован в основном силой Архимеда, знакомой по школьным учебникам.
Если режим глиссирования исключен, то при выборе можно ограничиться маломощными или средними двигателями (2-15 л.с. в зависимости от нагрузки). Дополнительные "лошади" не обеспечат существенного прироста скорости, а лишь вызовут чрезмерное волнообразование. Кроме того, в водоизмещающем режиме излишне мощный двигатель притопит корму лодки и даже при небольшом волнении опасность захлестывания резко возрастет.
Напротив, недостаток мощности двигателя для глиссирующей лодки не позволит ей развить максимальную скорость или даже вовсе выйти на глиссирование при большой нагрузке (условие для вывода на глиссирование: отношение мощности (в л.с.) к общему весу лодки (в кг) должно в общем случае превышать 1/25, для лодок, имеющих хорошо выраженный киль (килеватых) - 1/20, для лучших моделей лодок, оптимизированных для глиссирования - 1/35).
Однако необходимо соблюдать и меру - при избыточной мощности глиссирующая лодка может оказаться недостаточно остойчивой (резко возрастет риск опрокидывания, которое часто приводит к фатальным последствиям). Были выработаны специальные рекомендации (за рубежом они сведены в стандарт), ограничивающие мощность устанавливаемого двигателя в зависимости от произведения длины лодки (L) на максимальную ширину транца (B) (кормовой пластины, на которой крепится двигатель). Так, к примеру, ограничения для лодок с размерами LxB составляют: 3x1,18 м - 3 л.с., 4x1,4 м - 30 л.с. По этим же рекомендациям для лодки размерами 4,6x1,8 м можно получить сравнительно большие 85 л.с., но...
Есть еще один фактор, который к сожалению ограничивает состоятельных любителей скорости. Предельная мощность ограничивается и прочностными характеристиками корпуса, который может пострадать (и часто страдает!) от сильных и частых ударов о волны. Поэтому, определяя максимально допустимую мощность устанавливаемого двигателя, обязательно ознакомьтесь с ограничениями, указанными в паспорте лодки или катера. Советы по выбору лодочных моторовПочему отличается мощность отечественных и импортных двигателей? Что такое стандарт ICOMIA 28?Электромоторы Motor GuideHonda BF2DX SD(LD)Винты для лодочных моторов SelvaКомпания "Selva Marine" представила на рынок подвесных лодочных моторов экологичную технологию "IFP"Соотношение мощностей отечественных и зарубежных моторовСоветы молодому охотникуСоветы начинающим собаководамРекомендации по выбору нахлыстового удилища. |