С лайками за медведем Ходил я на медведя долгие годы. К тому же собирал и обрабатывал рассказы тех зверовых охотников, которые, промышляя пушнину, охотились и на медведя с лайкой. Некоторые добыли около сотни медведей и вели свои линии лаек-медвежатниц. Рассказы всех моих знакомых, будь они из Карелии или из Красноярского края, удивительно схожи, что говорит о их достоверности. В этом я убедился и на своих охотах. Поэтому я расскажу про обычную работу лаек по медведю.
Специально за медведем таежники ходят в свободное от промысла время - по чернотропу туда, куда звери в массе стягиваются на сезонные корма. Здесь медведи держатся весь сезон, след искать легко, а это очень важно для охоты. Такими местами являются закрайки овсяных полей, обильные брусничники и клюквенники. Собираются медведи и у трупов крупных животных. В Архангельской области распространена охота "на копках" - медведи копают клубни шпажника по соседству с клюквенным моховым болотом или сырым лугом. Звери очень любят эти корни, и, бывает, на одно болото выходят сразу несколько медведей.
В отличие от копытных медведь стоит под собакой плохо. Саму собаку он не боится, но чувствует ее причастность к человеку. Особенно ходко идет медведь от собак в людных местах, где его часто преследуют. Если же его не преследуют, он быстро привыкает и к человеку, и к собакам и не боится их. Непривычный к людям медведь боится человека панически. Почуяв его запах, он, "заухав", срывается с места и уходит куда глаза глядят стремительно и неудержимо. Случается, что даже подминает не успевшую отскочить собаку. Только треск идет по лесу! Так же пугается он и собаки, от которой пахнет человеком: от прикосновения рук, когда снимали ошейник, или если собака перед охотой заходила в жилье. Как пишет В. Сысоев, "испуганного или разъяренного медведя собаки не держат".
Спугнутого с берлоги медведя или "шатуна" иногда преследуют по насту. Собаки его "заганивают" - утомляют. Усталый и раздраженный зверь забивается в чащу, в завал и отдыхает, подолгу отсиживаясь под собаками. Слабый наст не держит медведя, режет ему лапы, не дает хода. Собаки его быстро догоняют. От назойливых лаек медведь садится, прикрыв спину деревом или каким-либо другим укрытием. Так же ведет себя и раненый медведь, Лайки не в состоянии догнать медведя ни в зарослях, нм по чистому месту. Поэтому охотиться вдогонку по чернотропу невозможно. Не знакомый с собаками медведь их не боится. Хоть улавливает он все звуки и запахи в округе, относится к ним беспечно. Если собака идет с голосом, медведь настораживается на подозрительный звук, а когда лай приближается по его следу, быстро уходит. Хорошая зверовая лайка идет по следу молча и подает голос только рядом со зверем, когда он станет или идет медленно. На обычный лесной шум, на собаку, молча бегающую по его жировочным набродам, медведь не обращает внимания. Развернувшись из любопытства на близкий шум и увидев, что лает некрупный зверь, не пугается и не стремится убежать. Таким образом, по чернотропу можно охотиться только за медведем непуганым, не знакомым с собаками - за "ходовым". "Ходовой" - это не "шатун", не легший или сбежавший из берлоги. "Ходовой" потому что ходит под собакой, а не убегает от нее. Он старается отделаться от надоедливых, "липучих" собак, стоит под ними, возится, идет тихим шагом. На охоту за ходовым медведем выходят в одиночку с 1 - 3 собаками в вольном поиске. Лайка находит зверя на жировке или когда он неторопливо бредет по своим угодьям, и взлаивает около него. К первому голосу охотник успевает редко - если только медведь близко и стронется не сразу. Обычно же лайки облаивают его с "почтительного" расстояния, ню лезут хватать работают "на облай", не злят, а надоедают. Медведь, не занятый возней с собаками, ходит под ними неторопливо, вразвалку. Он остановится, постоит, пугнет, отгонит собак и опять идет. С лайками за медведем Охота на кабана с лайкамиОхота на рысь с лайками |