Глиняная фигура
Лепка фигуры. Ее начинают с того, что на деревянные части каркаса укладывают первый слой жидкой и вязкой глины. Такая глина плотно ложится на деревянный каркас. Первый слой служит фундаментом лепной фигуре, поверх него из крутой глины набрасывают на каркас второй слой. По металлическим частям арматуры наносят сразу тугую глину крутого замеса, плотно забивая ее под кресты и змейку, так как опасности от отдачи влаги и высыхания здесь нет. Лепщик с силой бросает глину с расстояния 0.5-1 м, и она плотно пристает к каркасу, а дополнительное вколачивание ее деревянным молотком еще более утрамбовывает и закрепляет глину. Ее ровно набрасывают по всей площади фигуры - слой за слоем - до нужного объема туловища. Во время кругового наброса на участки, соответствующие выступам на теле (бедра, лопатки и др.), наносятся дополнительные слои глины, что позволяет создать грубый рельеф фигуры (рис. 66).
Рис. 62. (продолжение). Л - установка искусственных челюстей в ротовой части; М - сборка головы; Н - установка пасти; О - готовая голова.
Первая примерка шкуры. По глиняной фигуре примеряют шкуру, которая позволяет уточнить пропорции различных частей тела, главным образом шеи, туловища, конечностей; после этого можно перейти к детальной проработке фигуры, создавая четкую, рельефную поверхность скульптуры. Находясь длительное время в пикеле, шкура размягчается, хорошо тянется и при высыхании не деформируется. Для определения правильности моделирования шкуру животного изредка примеряют на манекен чучела. Особенно это важно при работах над средними и крупными животными. Нахождение в пикеле шкуры способствует этому, не требуя специальных консервантов, где бы можно было сохранять ее в сыром виде в период моделирования чучела.
Можно применить и другой способ длительного сохранения шкуры в мокром виде. Хорошо выделанную скорняжным путем шкуру в течение нескольких дней смазывают (мездровую сторону) насыщенным раствором алюмокалиевых квасцов и хранят в прохладном месте (+1-+2?С) в сыром виде, запакованной в мешке. Размоченная в квасцах шкура хорошо сохраняется во влажном виде, до момента ее моделирования.
Рис. 62. (продолжение). П - установка языка из пластической массы, оформление губ.
Вторая примерка шкуры по хорошо пролепленной фигуре позволяет уточнить расположение мускулатуры, ее объемность и точность вылепленных отделов, особенно головы, ног, шеи и паховых отделов. Пролепка мышц, нанесение анатомического рельефа вовсе не самоцель, а лишь путь выявления экстерьера и характера скульптуры. Анатомический рельеф позволяет правильно передать и особенности фигуры, и ее динамичность. Глиняная фигура |