Диорамная живопись
Рис. 5. Подрамник для живописи. А - формы подрамников; Б - растяжка холста на раме; В - на кружалах (из состыкованных листов фанеры); Г - наклейка холста.
Существует много различных вариантов подготовки достаточно прочной плоскости для написания живописного фона в диораме, но избрание определенного типа подрамника главным образом зависит от размера картины и ее формы. Чем сильнее изогнута плоскость, на которой будет изображен пейзаж, тем сложнее его монтаж в композиции, тем больше места потребуется для создания диорамы, особенно в глубину. Большое полотно для крупной диорамы следует писать по заранее согнутому и собранному прочному подрамнику, на котором картина будет установлена в диораме. Если писать картину на ровной плоскости, а затем эту плоскость согнуть, исказятся направление и линия горизонта. Да и для крупного полотна подрамник согнуть нельзя, так как он чрезвычайно тяжел, крепок и собран на прочной арматуре.
Закругленный подрамник или ровная поверхность подрамника с закругленными углами, предназначенные для укрепления холста с пейзажем, не уменьшают площадь и глубину витрины, что очень выгодно по сравнению с полукруглым подрамником, который вследствие своей формы несколько уменьшает площадь обзора. Заднюю стенку витрины, на которой будет написан живописный фон, следует делать высокой, чтобы пейзаж был написан до верхнего края стены или границы с потолком.
Подрамник может быть из фанеры (твердая основа), холста, натянутого на раму, или комбинированный (из фанеры, на которую наклеивают затем холст). Поверхность холста имеет лучшую фактуру для нанесения краски, чем ровная поверхность фанеры.
Предпочтение в большой диораме с закругленными краями всегда отдают прочному и крепкому подрамнику, который удобен для нанесения красок, и живопись на нем более долговечна, чем на подрамнике, затянутом только холстом без прочного основания. При написании небольших полотен для диорам не более 1.5-2 м высоты и для плоских фонов диорам нельзя придумать ничего лучшего, чем холст, натянутый на подрамник, как это обычно применяется для картин.
Полотняный или затянутый холстом подрамник. Полосы холста, сшитые сообразно размерам и форме задней стенки витрины, примеряются. Затем в боковые края холста вшивают металлические прутья или трубки, равные высоте боковых сторон витрины, а трубки, выгнутые по окружности подрамника, - в верхние и нижние края холста. Такой закругленный подрамник с растянутым холстом применяют для витрин диорам среднего размера не более 2 м высоты. Для упрощения работы холст с боков подгибают и прошивают на швейной машине, чтобы в образовавшиеся полости вставить металлические стержни или трубки. При высоте подрамника в 2 м металлические стержни используют не менее 10 мм в диаметре. Диорамная живопись |