Концепция (Проект) развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года
В экономике страны рыбное хозяйство играет важную роль в качестве поставщика пищевой, кормовой и технической продукции (рыбной муки и жира, кормовой рыбы для пушного звероводства, агар-агара, различных биологически активных веществ и другой). В общем балансе потребления животных белков доля рыбных белков сегодня составляет около 10%, а в мясорыбном балансе - около 25%.
Рыбное хозяйство является одним из градообразующих секторов экономики, обеспечивающих занятость населения во многих приморских регионах страны. Особое значение это имеет для районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, где рыбный промысел является основным источником обеспечения жизнедеятельности населения, в том числе коренных малочисленных народностей.
Сырьевая база рыбного хозяйства имеет ряд характерных особенностей, связанных с сезонностью промысла, подвижностью водных биоресурсов во времени и пространстве, трудностью достоверного прогнозирования запасов водных биоресурсов, определения рациональной доли их изъятия без ущерба для воспроизводства. Изучение, добыча, сохранение и воспроизводство водных биоресурсов обеспечиваются специализированным научным, рыбопромысловым, рыбоохранным, вспомогательным флотами и объектами по воспроизводству рыбных запасов.
С 1991 по 2002 год динамика изменения объемов вылова (добычи) рыбы и нерыбных объектов промысла характеризовалась общим снижением с 6,93 до 3,29 млн. тонн (на 52,5%), значительным сокращением объемов вылова (добычи) в зонах иностранных государств (на 58,5%) и открытых районах Мирового океана (на 67%), существенным уменьшением запасов наиболее востребованных видов водных биоресурсов (минтай, треска, отдельные виды ракообразных, осетровые виды рыб и некоторые другие).
Данное положение было вызвано как экономическими причинами внутри страны, так и ужесточением регламентации промысла в зонах иностранных государств и конвенционных районах.
В результате значительная часть отечественного промыслового флота была передислоцирована в исключительную экономическую зону Российской Федерации, что привело к превышению мощностей добывающего флота над водным биопотенциалом по основным промысловым объектам. В 2002 году в рыбохозяйственном комплексе насчитывалось около 2500 единиц добывающего, 46 единиц обрабатывающего, 366 единиц транспортного рефрижераторного и более 700 единиц вспомогательного флота. Кроме того, во внутренних водоемах работало более 5500 единиц мелких судов различных типов.
В то же время запасы многих видов гидробионтов не осваиваются в полном объеме (сельдь, сайра, кальмары и другие). В водных экосистемах происходит замещение наиболее ценных промысловых объектов малоценными, или не имеющими промыслового значения.
За рассматриваемый период уловы во внутренних водоемах страны сократились почти в 2 раза. При этом общий объем допустимых уловов осваивается только наполовину, производственный потенциал пресноводной аквакультуры используется не более чем на 40%, в зачаточном состоянии находится марикультура. Концепция (Проект) развития рыбного хозяйства Российской Федерации на период до 2020 годаСтатья 14. Приказ "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты" "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" Постановление Правительства РФ "О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации" "О выдаче удостоверений на право охоты" Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Распоряжение Правительства РФ "Перечень моделей служебного и гражданского оружия, и боеприпасов к нему, вносимых в Государственный кадастр служебного и гражданского оружия" Статья 17. Правила охоты в Российской Федерации: основные положения |