Чукотская ездовая лайкаНемного истории
Известно, что без ездовых собак вряд ли были возможны многие географические открытия и освоение человеком Арктики. Так, оба полюса Земли покорены на собачьих упряжках: в 1909 г. Пири с их помощью достиг Северного полюса, Амундсен в 1911 г. водрузил флаг Норвегии на Южном полюсе, пройдя на собаках в тяжелейших условиях Антарктиды 2980 км за 99 дней. В России, начиная с XVIII века, со времен Великой северной экспедиции Петра I, и до 70-х годов нашего века ни одна северная, особенно арктическая, научная экспедиция не обходилась без собачьих упряжек,
Езда на собаках в течение многих веков, а в ряде случаев и тысячелетий, была важнейшей частью традиционного образа жизни коренных (аборигенных) народов и старожильческого, особенно русского, населения Российского Севера. Недаром великий Амундсен писал: "В езде на собаках русские и чукчи стоят выше всех, кого мне приходилось видеть".
Специалисты полагают, что ездовое собаководство гораздо старше езды на оленях; появилось оно несколько тысячелетий назад на северо-востоке Азии, там, где находятся теперь Якутия, Чукотка и Камчатка. Веские подтверждения этому представили недавно наши ученые.
В начале 1990-х годов на острове Жохова (архипелаг Новосибирские о-ва) была обнаружена охотничья стоянка, которую обследовал петербургский археолог Владимир Питулько. Он нашел остатки нарт, собачьей упряжи, сохранившиеся кости собак. Датировки радиоуглеродным методом показали, что возраст находок 7800-8000 лет. Это самая древняя стоянка в высокоширотной Арктике. Московские палеоэкологи под руководством доктора биологических наук Л.ГДинесмана раскопали кости собак в древнеэскимосских поселениях Чукотского полуострова и определили их возраст по радиоуглероду: 2480-2630 лет. Там же впервые найдено погребение древней собаки с полностью сохранившимся скелетом. Один из исследователей, Аркадий Савинецкий, сообщил мне, что ископаемые кости, достаточно разнородные по своим размерам, свидетельствуют о том, что эскимосы ели своих собак.
Отечественные этнографы М.Г.Левин (1946), И.В.Смоляк (1980) и другие отмечают, что с древнейших времен вплоть до наших дней для аборигенов Севера и Дальнего Востока ездовые собаки всегда были универсальными животными: на них ездили и перевозили грузы, их мясо употребляли в пищу, а из шкур шили зимнюю одежду. Собака была культовым животным: ее приносили в жертву и совершали над ней другие религиозные обряды.
Если в таежной зоне одновременно сосуществовали и охотничьи и ездовые собаки, то тундровые народы, как правило, не имели специализированных охотничьих собак. Они высоко ценили своих ездовых, более того, ощущали кровную связь с ними: у азиатских эскимосов, например, не принято было лечить заболевшую собаку - её болезнь могла перейти на хозяина. Ездовые собаки России На: территории России до 1950х годов существовали, по Э.И.Шерешевскому, другим авторам и архивным материалам, следующие аборигенные ездовые собаки: гиляцкие (амурская и сахалинская группы), камчатские (ительменская и корякская группы), анадырские, чукотские, якутские (индигирская и колымская группы), енисейские (несколько групп). Термином "группа" обозначены возможные популяции собак, но в настоящее время трудно показать их генетическую самостоятельность. Ездовые собаки Таймыра и Новой Земли, вероятно, не были отдельными группами. Интересно, что в этом списке отсутствуют ездовые собаки Западной Сибири и Русского (Европейского) Севера. Так, в работах Э.И.Шерешевского и А.П.Мазовера нет даже упоминания о самоеде, ездовой собаке ненцев (самоеды - старинное название этого народа), хотя эта естественная порода* как одна из красивейших была достаточно известна в России начиная со второй половины XIX века. Чукотская ездовая лайкаВосточно-сибирская лайкаHоpботтенская лайкаКарело-финская лайкаФинская лопарская лайкаШведская лайка (емтхунд)Hоpвежская тупиковая лайкаСамоедская лайкаHоpвежская лайка (норск бухунд)Шведская лопарская лайка |